Наталья Петровна Осадченко
Рекомендации для родителей «Зачем нужны игры для развития мелкой моторики»
Истоки способностей и дарования детей
находится на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растете объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, что педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Публикация «Рекомендации для родителей „Зачем нужны игры для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. М. М. Кольцов в работе «Ребенок учиться говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно, с теми у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенство речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, которые активно использую в своей коррекционной работе:
- массажных мячиков
-прищепок
-крупных бигуди
-резинок для волос
-шестигранные карандаши
-орехи
-шишки
-пробки от бутылок.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
Предлагаю несколько игровых упражнений для совместной игры с детьми дома :
«Бежит ежик по дорожке» (с шишкой)
Бежит ежик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс, -
Жалко ёжика до слез.
(дети катают шишку в руках, делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями)
«Ежонок» (с шишкой)
На жаре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать – ежиха таз берет.
Мордочку ежонку трет.
(дети катают мячик в руках, делая движение вперед – назад, вправо – влево между ладонями.
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки, затем меняют руки).
«Урок» (с орехом)
Нажимаем на звонок,
Начинается урок:
Дзинь! (5 раз)
(дети кладут орех на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки).
«Дружба» (с орехом)
Я в друзьях души не чаю!
Я друзей своих встречаю!
Каждый руку пожимает!
Каждый мне привет шлет!
(дети крепко сжимают орех поочередно в одной и другой ладони. Машут рукой).
«Подъемный кран» (с карандашом)
Карандашик поднимаю,
Крепко пальчик сжимаю
(дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем левой руки. Затем выполняют эти же движения правой рукой).
«Вертолет» (с карандашом)
Отправляется в полет
Наш красавец – самолет!
(дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх – вниз).
Желаю Вам успехов и приятных минут общения с ребенком!