Получи документы

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Хамитова Зульфия
Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации для воспитателей по организации

сюжетно – ролевой игры

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста.

Публикация «Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» размещена в разделах

Сюжетно – ролевая игра имеет важное значение для развития ребёнка. В ней дети отображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи в которую живут дети, быта семьи и др. Чем меньше впечатлений получает ребёнок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Принципы организации сюжетно – ролевой игры

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь - строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие:

- совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения,

- самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.

Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в неё то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.

Сюжетно-ролевая игра - занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».

Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.

Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

Роль воспитателя в сюжетно- ролевой игре.

Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, необходимо обратить особое внимание на те задачи, которые воспитатель будет решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

• развитие игры как деятельности;

• расширение тематики детских игр, углублении их содержания;

• приобретение положительного социального опыта;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи, качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

• подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности

При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен : подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры :

1. Выбор игры, которую вы будете включать.

2. Оснащение (оборудование).

3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.

4. Наличие плана – конспекта.

Необходимо организовать наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).

Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

Выбор игры

Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

Продумайте и опишите содержание игры.

Спланируйте возможные направления развития сюжета.

Определите игровые правила.

Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

Организуйте игровую среду.

Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

Обговорите игровой замысел и правила игры.

Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.

— Педагогическая разработка плана игры, т. е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

— Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

— Создание воображаемой ситуации.

Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.

Начало игры : создайте игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т. д.

Сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

Завершение игры : положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно - ролевой игры :

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Планирование организуйте так, чтобы в нём отражалась не только сюжетно - ролевая игра, но и предварительная работа.

4. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно – ролевой игры.

5. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

6. Обогощайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде, их отношений с помощью экскурсий, бесед.

7. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно – ролевой игры по данной тематике.

8. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

9. Придерживайтесь позиции воспитателя в современной игре «играющий партнёр» и «умеющий интересно играть».

10. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно – ролевой игре.

11. Формируйте у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

12. Поощряйте самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

13. В случае необходимости помогайте ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

14. В ходе игры не придерживайтесь жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

15. Учите развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

16. Учите детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

17. Развивайте у детей интерес к игре, воспитывайте умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

18. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

19. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Проведение экскурсии по теме игры.

5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

7. Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

9. Совместная с детьми игра.

10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

11. Постановка проблемных игровых задач.

12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

13. Рассказ воспитателя об играх другой группы.

14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

15. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д. ; обменяться впечатлениями.

16. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

18. Составление с детьми альбома по тематике игры.

19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

20. Обсуждение хода и результатов игры ( цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

21. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

23. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

1. Задачи:

Образовательные: по формированию сюжета игры

воспитательные : усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;

трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;

• использование художественного слова и художественной деятельности;

• развитие речи и активизация словаря.

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре :

• изучение методической литературы;

• составление плана игры, конспекта;

• приготовление атрибутов детьми с родителями.

6. Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

7. Деятельность детей в игре.

• Распределение по игровым группам.

Перечень правил о каждой игре.

8. Ход игры.

9. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Критерии оценки:

• игра соответствует возрасту ребёнка;

• вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);

• соблюдение алгоритма игры;

• эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

• особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

• степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности

• Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

• Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

• Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

• Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

• Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.

1. Тема игры.

2. Цель игры.

3. Задачи игры (примерные) :

• Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

• Развивать умение сюжетосложения.

• Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.

• Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

• Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

4. Игровое оборудование.

5. Ход игры :

Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).

• Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т. д.)

6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).

Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?

Возможные риски:

• Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

• Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

• Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать

• Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

• Развитие игровых умений у детей.

ЛИТЕРАТУРА

• Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.

• Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова – М. : Айрис-пресс, 2008 – 128с.

• Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М. ,1997

• Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьёва Е. В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М. : Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.

Игры дошкольника. - М., 1995

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.

• Новосёлова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4.

• Полякова М. Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Анкета для воспитателей ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Уважаемые педагоги предлагаем Вам ответить на несколько вопросов для выявления проблем в организации сюжетно-ролевой игры. 1. Что такое.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игрыАтрибуты для сюжетно-ролевой игры Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление розы для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин»Мастер-класс для воспитателей «Изготовление розы для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин» Мастер-класс для воспитателей: Изготовление розы для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин».[/b] Все дети очень любят играть в сюжетно-ролевые.

Методические рекомендации по сюжетно-ролевой игре «День рождения в кафе»Методические рекомендации по сюжетно-ролевой игре «День рождения в кафе» Сюжетно-ролевая игра "Кафе", сюжет "День рождения". Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Снежные фигуры для организации сюжетно-ролевой игрыСнежные фигуры для организации сюжетно-ролевой игры Зимние прогулки очень полезны для здоровья, для укрепления иммунитета и поддержания жизненного тонуса. Каждый год на участке детского сада.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 13:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Хамитова Зульфия (УИ 1256872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД