Получи документы

Рекомендации для воспитателей «Учимся диалогу с семьей»

Деревнина Юлия
Рекомендации для воспитателей «Учимся диалогу с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы

Для максимальной эффективности систематического сотрудничества с семьёй нужно стремиться к ведению полноправного диалога с родителями дошкольников.

Для этого вначале научитесь правильно и искренне выражать свои подлинные мысли и чувства. Лучшими помощниками могут стать речевые формы «Я – высказываний», т. е. выражение своих чувств по поводу действий или слов другого, и «Ты – высказываний», т. е., выражение своего понимания другого человека.

Например:

ВМЕСТО ПРИВЫЧНЫХ ФРАЗ: ПОПРОБУЙТЕ ГОВОРИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

Вам что, больше всех нужно! Что Вы можете предложить, чтобы ситуация менялась?

Публикация «Рекомендации для воспитателей „Учимся диалогу с семьей“» размещена в разделах

Вы совсем не хотите меня понять! У меня ощущение, что наш разговор идёт на разных языках.

Я сейчас очень занята! Вас что-то беспокоит в этой ситуации? Что здесь неприятного для Вас?

Не вашего ума дело! Если так и дальше пойдёт, мне придётся самой позаботиться о своих интересах.

Вы уже свели меня с ума! У меня складывается впечатление, что мы начинаем горячиться. Лучше остановиться и перенести наш разговор на другое время.

Высказывания второй графы не содержат прямой оценки личности собеседника, а значит, позволяют сохранить уважение к нему, вносят больше искренности и эмоциональности в отношения.

Выражения типа: «Когда я вижу, я чувствую ….» побуждают партнёров по диалогу менять привычные способы поведения, открываться с новой, лучшей стороны, признавать и уважать принципы собеседника, причём, без обиды.

Ежедневные занятия «Языком диалога» научат Вас принимать на себя в общении всю ответственность за собственные действия и решения, а не за действия и решения другого.

ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОВЕДЕНИИ

ЗАСЕДАНИЙ РОДИТЕЛЬСКИХ КЛУБОВ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ

УЧАСТНИКОВ

Прием Название Проведение

Игры в знакомства

(данные игры используются на первом заседании родительского клуба, когда участники

знакомятся друг с другом: забудем на минутку, что мы – взрослые, и… поиграем.) «Буквы

имени» Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имен участников, какой они имеют характер, какого они цвета, «добрые» или «злые» и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы, чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего своё имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

«Игра

в имена» Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договорённости, на любую букву, на все буквы.

Например, имя СВЕТЛАНА – Сильная личность, Волевая, Если трудно – придёт на помощь, Трудолюбивая, Ласковая, Активная, Нежная, Альтруистка.

«История

имени» Все участники заседания рассказывают, каким образом они получили своё имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Эта интересная информация способствует сближению собеседников.

«Моя социальная роль» Воспитатель называет своё имя и свою значимую социальную роль: «Я — воспитатель». Затем по порядку каждый родитель называет свою социальную роль.

«Бинго» Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее руководителем клуба, а могут быть составлены самими участниками родительского клуба. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чём-то на них похожих.

Например: «родился в октябре», «люблю слушать музыку», «люблю кататься на лыжах», «нравится лето», «мечтаю отдыхать на море», «коллекционирую фотографии пейзажей» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

«Предмет моего детства» На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, открытка, машинка, скакалка и т. п. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

«Фильм, который я бы снял» Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они хотели бы экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссёров и актёров они бы пригласили? Почему?

«Хобби» Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, найти партнёра, т. е. того, у кого сходные с ним интересы. Далее идёт презентация друг друга с определением точности совпадения

«Завяжем

узелки» Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.

«Мне

нравится» Участники заседания клуба садятся в круг. Ведущий сидит на стуле в кругу и говорит «Мне нравятся тот, у кого светлые глаза (или у кого короткая стрижка, кто носит очки и т. д.)». Тот, к кому этот признак имеет отношение, встаёт со своего места и занимает стул ведущего, который тоже участвует в игре. Так игра продолжается, пока не будут охарактеризованы все участники.

«Комплимент» Участники становятся в круг. Передавая друг другу «волшебную» палочку, они говорят при этом друг другу комплименты или приятные слова, которые наиболее наглядно представят при этом образ данного человека.

«Доброе слово» Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле участника. Игра продолжается 5-7 мин.

«Строим башню» Для построения башни берут любые предметы

Её можно строить из различных коробок, пластмассовых бутылок, соломинок для коктейля и других имеющихся подручных материалов. Все участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает одинаковое количество предметов и задание построить как можно более высокую и устойчивую башню. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Победителем будет группа, чья башня самая высокая и прочная. Основная цель данной игры — показать, как важно договариваться без слов при выполнении общего дела.

«Мимика» Участники заседания родительского клуба делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой какую-нибудь пословицу или поговорку с помощью мимики и жестов (варианты пословиц или поговорок лучше подготовить заранее руководителю клуба)

«Посидите на стуле.» Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, ваш начальник, невеста на свадьбе, непоседливый ребёнок и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах.

«Разговор» Произнести одну и ту же короткую фразу с разной интонацией: тихо, громко, злобно, робко, заикаясь, с удивлением, нежно, скорбно, вызывающе, интригующе.

«Определи цвет» Один из родителей выходит из помещения. В его отсутствие остальные выбирают цвет (произвольно) красный, жёлтый, синий, зелёный или чёрный. После того, как отсутствующий вернётся, все участники по очереди начинают показывать при помощи жестов, мимики, телодвижений задуманный цвет. Участник должен его угадать.

«Компьютер» Всем участникам раздают буквы. Ведущий называет пословицу, поговорку, строчку из стихотворения, соответствующую теме заседания и участники «печатают» её, отхлопывая каждый свою букву, знак препинания. Все вместе отхлопывают паузы.

«Фамильная символика» Ведущий заседания предлагает каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После этого каждый участник поясняет, какая связь между нарисованным символом и его фамилией. Этот метод способствует становлению в клубе благоприятного психологического климата, что очень важно на первой встрече, когда некоторые родители могут испытывать психологический барьер. Визитные карточки должны быть достаточно большими. Рисунки делают фломастером, чтобы они были хорошо видны даже с большого расстояния.

Приемы для поддержания диалога «Успешное общение» Начинается со слов: «Я горжусь.», «Мне приятно сказать …», «У меня хорошо получается …»,

«Я удовлетворена …», «Мне нравится в себе …., в других …», «Я хорошо умею делать …». Возможность рассказать о своих положительных качествах предоставляется крайне редко. Многие люди живут по принципу: «Хорошее обо мне могут сказать другие, а мне незачем хвалиться».

Данный приём помогает повысить у участников заседания клуба, как правило, заниженную самооценку. Учит искать положительное в самом себе. Никаких негативных, отрицательных самооценок не допускается!

«Зеркало» Повторение мысли партнёра его словами, что помогает ему услышать себя и планировать дальнейшее продолжение диалога

«Поддерживающее эхо» Повторение последних слов собеседника. Этим стимулируется дальнейшее продолжение изложения своих мыслей.

«Парафраз» Повторение сказанного другими словами, но с передачей главной идеи. Парафраз начинается обычно словами «правильно ли я Вас понял, что …» Парафраз несёт в себе как понимание, так и то содержание, которое в явном виде в словах участника диалога отсутствует.

«Смысловое эхо» Повторение одного-двух ключевых слов из высказывания партнёра.

Приемы, которые можно использовать в работе всего заседания родительского клуба «Мудрые мысли» На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей на тему заседания клуба. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

«Инсценирование ситуаций» Из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

«Острое блюдо» Короткие вопросы по теме заседания, вложенные в перечницы, раздаются родителям. Время для ответа 1-2 мин. Родители отвечают только по желанию.

«Конкурс на лучшее название» Родителям предлагается придумать название детского рисунка. Зачитываются ответы. За самый остроумный ответ – приз.

«ОКНО» Очень Короткие НОвости. Ведущий знакомит родителей с новейшими открытиями науки в области детской педагогики и психологии.

«Слово-эстафета» Родители должны по очереди продолжить начатое ведущим предложение. Например: мой ребёнок будет успешно учиться в школе, если я …» желательно, чтобы при этом говорящие передавали друг другу какой-либо предмет, своего рода эстафетную палочку.

«Выскажем мысль другими словами» Берётся фраза, желательно связанная с темой, обсуждаемой на заседании родительского клуба, предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: Я всегда настроена благожелательно – Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.

Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они делают обычно, а используя другие слова и выражения.

«Интервью» Вариант 1. Один из участников заседания клуба садится в центр круга. На время становится министром образования РФ, заведующей ДОУ, воспитателем и т. п. Группа может задать ему от 3-5 вопросов, касающихся его «временной должности» и темы заседания клуба. Интервьюируемый должен чётко и конкретно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на клубе.

Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена клуба. Вопросы задают по договорё нности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Отвечающий может ответить как от своего лица, так и от лица выбранного им персонажа. Как правило, задают 3-4 вопроса. Количество вопросов оговаривается заранее.

«Анализ собственного опыта» Рассмотрев проблему, педагог просит родителей вспомнить, как это связано с их опытом, и просит привести примеры, подтверждающие сделанный вывод или опровергающие его. Исследование случаев направлено на решение конкретной проблемы путём анализа рассматриваемой ситуации. Она может быть вымышленной, но для достижения оптимального результата лучше, конечно, реальной. Участники заседания клуба отрабатывают аналитические навыки, которые пригодятся им при анализе поступков своих детей.

«История

с продолжением» Педагог, держа в руках какой-либо предмет, начинает рассказывать о нём. Присутствующие по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Таким образом, можно составить любой рассказ, сказку и другие истории. Разумеется, что идея и содержание рассказа должны перекликаться с темой заседания клуба.

«Айсберг» Цель этого упражнения – наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую стороны. При решении проблемы важно обращать внимание не только на видимую часть. Для выполнения упражнения на доске рисуют айсберг (на поверхности находится незначительная часть, а остальная, подводная – невидимая часть). Участникам предлагается дать характеристику айсбергу (айсберг – рассматриваемая на заседании проблема, подумать, как избежать опасности столкновения с подводной частью.

«Победа?» Упражнение направлено на то, чтобы найти оптимальное решение проблемы, удовлетворяющее всех. Например, родители поссорились с ребёнком, наказали его. А он сказал, что они плохие и он их больше не любит.

- Как поступить родителям?

- Что необходимо сделать, чтобы ребёнок не потерял доверия и уважения к ним?

«Сильные качества» Ведущий просит рассказать кого-нибудь из участников заседания о своих сильных качествах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство уверенности в жизни и т. д. Важно, чтобы говорящий не умалял своих достоинств, не иронизировал над собой, а говорил по возможности откровенно.

Данное упражнение научит выделять в себе положительные качества и ценить их. Все участники клуба должны следить, чтобы выступающий не допускал самокритики, негатива по отношению к самому себе. После этого приёма родителям будет легче хвалить своего ребёнка, выделять в нём положительные качества.

«Выбери дистанцию» Руководитель клуба объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой темы и ставит его в центре зала. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из участников одной фразой объясняет выбранное им расстояние. Данный приём подходит для прояснения ситуации, даёт возможность высказаться по теме встречи тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удаётся) выразить словами своё отношение к чему-либо.

Пример: заседание клуба на тему «Игра – дело серьёзное!» в центре аудитории лежат детские игрушки: машинка, кукла, пирамидка. Родители встают вокруг игрушек на различном расстоянии от них, согласно своему отношению к теме. Примерные высказывания: «Я встал далеко от игрушек, потому что считаю, что ребёнок должен сам находить себе занятие, а не ждать когда его начнут развлекать. После работы хочется отдохнуть, а не башни из кубиков строить». «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры и особенно участие в ней нас – взрослых»

«Опыт

общения» Предлагается вспомнить, какими ласковыми словами называют участников заседания близкие люди. Какие ощущения они при этом испытывают?

Как этот опыт перенести на общение с другими людьми, а главное – со своими детьми?

Разминка, игровые ситуации

на заседаниях родительских клубов

«Кто я?» Педагог предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо присутствующего человека, не называя его имени. Работа ведётся в группах, либо в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая разгадает большее количество представленных участников.

«Три

предмета» Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, определяет его склонности и интересы.

«Кресло

автора» Педагог предлагает участникам заседания рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства связаны у них с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какое было любимое занятие? Кто к нему приучил? Сохранились ли любимые игрушки детства? Что они напоминают, где хранятся? И. т. д.

«Эмпатия» Один из участников выходит из комнаты. Остальные характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, высказывая своё мнение о нём. Затем его приглашают и зачитывают перечень мнений о нём без указания авторов. Именно это ему и предстоит угадать. Затем выходит следующий и ситуация повторяется.

«Три зеркала» Участникам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – счастливым. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек наиболее симпатичен? Как поддержать в себе это настроение?

«Разговор без умолку» Участники заседания родительского клуба сидят на стульях, расставленных по кругу. Им предлагается представить, что они находятся на «базарной» площади, а затем встать и свободно перемещаться по ней в любом направлении. На этой площади каждый подыскивает себе партнёра, желательно малознакомого, и садится рядом с ним. Педагоги называют тему, по которой каждый из собеседников должен высказываться в течение 5 мин. Пока один из партнёров говорит, другому разрешено только слушать. Если говорящий умолкает, то оба партнёра терпеливо пережидают паузу. После того, как все родители выскажутся, на «базарной» площади формируются новые пары. После 2-3 таких разговоров в парах участники снова садятся на место и анализируют проделанную работу. Они делятся мнениями о том, насколько легко или трудно было полагаться на исключительно невербальные сигналы, воздерживаться от дополнений, переживать возникшие в разговорах паузы. Этот приём повышает компетентность участников заседания в общении и социальном взаимодействии с окружающими.

Приемы, используемые на завершающем этапе заседания родительского клуба «Чудесная сумка» Ведущий заседания предлагает участникам клуба ответить, что они бы хотели положить в сумку и взять с собой на будущее из полученных знаний, умений, навыков.

«Слово дня» Предлагается одним словом выразить своё отношение к проведённому заседанию родительского клуба.

«Блиц-опрос» Педагог задаёт вопрос по теме заседания клуба, а родители дают быстрые и краткие ответы.

«Рисунок дня» Родители выражают своё отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя при необходимости, его смысл.

«Рефлексия» (самоанализ) Наиболее целесообразно проводить в конце заседания. Все родители по очереди рассказывают о своих впечатлениях о прошедшем заседании. Ведущий задаё т наводящие вопросы: «Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Изменилось ли ваше отношение к проблеме? Какие вы приобрели новые знания, умения? Какие открытия сделали для себя в ходе заседания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным для вас? Что будет полезным для ваших детей?

Формулировка вопросов зависит от специфики родительского контингента и темы заседания.

«Анкетирование родителей» Проводится с тем, чтобы на завершающем этапе заседания, дать возможность родителям оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты прошедшего заседания.

«Портрет типичного родителя» Педагог предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Он может быть как реальный, так и шуточный.

«Пирамида знаний» Родители строят пирамиду своих знаний, приобретённых или расширенных на данном заседании. Также можно построить пирамиду положительных эмоций, полезных сведений, интересных фактов, оригинальных заданий и т. д.

«Полезный совет» Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет руководителю клуба или другим участникам. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.

«Синтез информации» Участникам родительского клуба предлагается назвать всё происходящее на заседании, одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух уже названных слов, потом — целое предложение.

«Блиц-интервью» Участники делают короткое сообщение о прошедшем заседании в 2-3 предложениях.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Работа воспитателя с семьей»Консультация для воспитателей «Работа воспитателя с семьей» Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания.

Консультация для воспитателей «Учимся познавать и экспериментировать!» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь.

Рекомендации для воспитателей по сказкотерапии в детском саду Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, которое широко используется психологами и педагогами для решения проблем в жизни.

Методические рекомендации для родителей: «Учимся, играя: математика» Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.

Методические рекомендации для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными,.

Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур И. Н. Лукьянова МБДОУ д/с № 6 «Здоровье», г. Ставрополь Аннотация. В статье рассмотрена сущность поликультурного подхода, его особенности.

Практические рекомендации для воспитателей при составлении игровой картотеки Разные авторы по- своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра». Разрабатывая игровую деятельность в рамках.

Рекомендации для родителей и воспитателей. Рекомендации для родителей. «Учите детей играть в шашки». Девчонки и мальчишки: Никитки и Наташки, Грызут гранит науки, Зовут который «шашки».

Рекомендации для воспитателей при описании картин природы В помощь педагогу при описании картин природы Составила: Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7 им. Г. А. Тутова» г. Новопавловска Мозгова.

Рекомендации для воспитателей «Игры для развития воображения» Игры на развитие воображения Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей «Учимся диалогу с семьей»
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 13:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей «Учимся диалогу с семьей»» (включая файлы) размещена пользователем Деревнина Юлия (УИ 69693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД