Папки-передвижки

Рекомендации логопеда по закреплению лексических тем для родителей и обучению грамоте. Старшая группа

Виктория Спиридонова
Рекомендации логопеда по закреплению лексических тем для родителей и обучению грамоте. Старшая группа

Рекомендации для родителей. Тема «Есть у нас огород….»

Задание 1. Отгадать загадки и нарисовать отгадки:

Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а придёт на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Публикация «Рекомендации логопеда по закреплению лексических тем для родителей и обучению грамоте, Старшая группа» размещена в разделах

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 2. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):большой огурец, а маленький — огурчик, помидор — помидорчик. (лук, чеснок, перец, баклажан, картошка)

Задание 3. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имён существительных):один огурец, а если их много, то это — огурцы, помидор — помидоры. (тыква, кабачок, баклажан, перец)

Задание 4.Составить описательный рассказ про овощи (по выбору, по следующему плану:

Что это? Где растёт?Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?

Какой на вкус?Что из него готовят?Рассказ ребёнка записать в тетрадь.

Задание 5. Выполнить штриховку

Рекомендации для родителей по теме «Фрукты».

Задание 1. Назови фрукты, которые ты знаешь. (не менее 5-6). Расскажи, где они растут.

(Фрукты растут в саду, на деревьях). Расскажи, что можно приготовить из фруктов?

(Из фруктов можно приготовить варенье, фруктовый сок, джем, повидло, компот)

Задание 2. Отгадай загадку:

Само с кулачок, Красный бочок, Тронешь пальчиком – гладко, А откусишь – сладко.

(Яблоко)

Подбери определения: (4 – 5) Яблоко какое? – красное, ….

Задание 3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: лимон, апельсин, банан, яблоко, слива. Например: 1 слива, 2 сливы, 3 сливы, 4 сливы, 5 слив

Задание 4. Назови фрукты «ласково»: яблоко, лимон, апельсин, банан, мандарин, вишня.

Например: яблоко – яблочко, вишня – вишенка, банан – бананчик

Задание 5. Какое варенье получилось? Какой сок получился?

Например: Из персиков получится персиковое варенье. (из яблок, из вишен, из слив и т. п.)

Например: Из яблок получится яблочный сок. (из лимона, из винограда, из апельсина и т. п.)

Задание 6. Раскрась картинку цветными карандашами и заштрихуй грушу по образцу.

Рекомендации для родителей. Тема «Осень. Деревья». "Звук "У"

Задание 1-е. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)

Ветер сегодня что делает? (дует) Ветер завтра что сделает? (подует) Ветер вчера что делал? (дул)

(дождь льёт, небо темнеет, листья желтеют, птицы улетают)

Задание 2-е. «Один - много» (словоизменение)

Ветер дует, а ветры, что делают? ….дуют. Дождь моросит, а дожди, что делают?.

Птица улетает, а птицы, что делают… улетают. Лист желтеет, а листья, что делают? …желтеют

Цветок увядает, а цветы, что делают…увядают. Холод наступает, а холода, что делают?. наступают

Лист падает, а листья, что делают?. падают. Урожай созревает, а урожаи, что делают…созревают

Задание 3-е. «Большой - маленький» (словообразование)

Большой лист, а маленький? - листочек.

(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

Задание 4-е. «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)

День с солнцем - солнечный день. День с дождём -. Лист берёзы - … Лист клёна - …

Ствол ели-. Голоса птиц -. Небо без облаков -. День с ветром-.

Задание 5-е. «Песенка паровозика». Повтори песенку паровозика –УУУУ. (Расскажите ребёнку, что звук У – это гласный звук, потому что на его пути нет преграды). Подбери слова на звук У.

Задание 6-е. "Подбери слова, которые начинаются на звук "У"

Рекомендации для родителей. Тема «Грибы, ягоды».

Задание 1. Найдите картинки с изображением ягод и грибов. Попросите ребёнка вырезать и приклеить картинки в тетрадь. Если не найдёте, то нарисуйте вмести с ребёнком знакомые ягоды и грибы.

Задание 2. Игра «Назови варенье». Образование прилагательных от существительных.

Образец: из малины – малиновое варенье, из черники -., из морошки - ., из клюквы -. , из брусники.

Спросите у ребёнка о том, что ещё можно приготовить из ягод.

Задание 3. Поговорите с детьми о грибах. Спросите у них:

• Где растут грибы?

• На какие две большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).

• Какие ты знаешь съедобные грибы?

• Какие ты знаешь несъедобные грибы? (Бледная поганка, мухомор).

• Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)

• Как у грибов называются тоненькие нити, которые они выпускают в гниющие растения для того, чтобы питаться? (Грибница)

• Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

• Как называются грибы, которые растут под березой? Под осиной? Грибы рыжего цвета… (лисички) На пеньках растут… (опята). Грибы с масляными шляпками… (маслята). Грибы, которыми морят мух… (мухоморы). Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

Задание 4. Игра «Один – много». Образование сущ. множественного числа.

Одна сыроежка, много … (сыроежек). Так же: один опёнок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один маслёнок – много маслят, одна поганка - много поганок, один мухомор – много мухоморов.

Задание 5. Игра «Назовем грибы ласково». Образование слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образец: Подберезовик – подберезовичек. (подосиновик, маслёнок, опёнок, мухомор, поганка, сыроежка, боровик).

Задание 6. Составьте с ребёнком рассказ-описание гриба по плану.

1. Как называется этот гриб? 2. Где он растёт? 3. Какого цвета?

4. Съедобный или несъедобный? 5. Что можно из него приготовить?

Рекомендации для родителей по теме «Здравствуй, это я!». "Звук "Т"

Задание 1. Нарисуй человека. Не забудь нарисовать брови, ресницы, уши, нос и рот, шею. Вспомни, сколько пальцев на каждой руке, правильно нарисуй пальцы. Рисуя, назови части тела, части головы, части туловища.

Задание 2. Назови части тела человека, которых нет у домашних животных.

(лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи).

Задание 3. Подбери предмет (часть тела). К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека. Например: топают – ноги.

Видят- слышат- работают- бегают- дышит- жуют- стоят- машут- трогают- нюхает- говорит- пишут-

Задание 4. Скажи наоборот. Подобрать антонимы.

Добрый - злой, большой – …., высокий - …., толстый –, больной – …., друзья – …., одеваться - …., трудиться –, старый – …., веселый –. , чистый –. , входит –, залезает – ….

Задание 5. Закончи предложение и повтори его. ЗАПИШИТЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

• Расчёска нужна, чтобы…___

• Зубная паста нужна, чтобы…___

• Зубная щетка нужна, чтобы…___

• Полотенце нужно, чтобы…___

• Мыло нужно, чтобы…___

• Ножницы нужны, чтобы…___

Задание 6. Игра «Гномик и Великан».

У Гномика ножка, а у Велика ножища. У Гномика ручки, а у Великана ручищи.

У Гномика глазки, а у Великана …У Гномика носик, а у Великана…

У Гномика зубки, а у Великана …. У Гномика волосики, а у Великана….

Подготовка к обучению грамоте «Звук Т. Буква Т»

Задание 1. «Расскажи о звуке». Взрослый задаёт наводящие вопросы.

• Вспомни и назови мне всё о звуке «Т». Когда ты произносишь звук «Т» есть преграда воздуху?

-Да, язык упирается в зубы.

• Звук «Т» гласный или согласный? – согласный, потому что мы его не можем петь, т. к. на пути преграда.

• Звук «Т» твёрдый или мягкий? – твёрдый.

• Какой фишкой обозначаются твёрдые согласные звуки? – синей.

• Проверь какой звук «Т» звонкий или глухой. Ладошку положи на горлышко и произнеси звук «Т».– Звук «Т» глухой, потому что горлышко молчит.

Задание 2. Где спрятался звук «Т» (начало, середина, конец? (произносите слова, чётко выделяя голосом звук «Т»): кот, мотор, компот, тапки, шорты, тарелка.

Задание 3. Раздели слова на слоги. «Сложи» слово на ладошку. Сколько раз хлопнешь, столько и слогов. Лоб, ухо, глаза, лёгкие, живот, ресницы, нос, подбородок.

Задание 4. Придумай слова (3-4 слова) со звуком «Т». ЗАПИШИТЕ СЛОВА РЕБЁНКА.

Рекомендации для родителей по теме «Откуда пришёл хлеб?». "Звуки "А,О,У"

Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел».

(Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина. А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. Из чего? — Из муки. Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы. Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Задание 2. Игра «Великан и Гномик»

У Великана хлеб, а у Гномика хлебушек.

У Великана пирожок, а у Гномика … У Великана пряник, а у Гномика …

У Великана бублик, а у Гномика …У Великана батон, а у Гномика …

У Великана калач, а у Гномика …У Великана торт, а у Гномика …

У Великана сухарь, а у Гномика …У Великана ватрушка, а у Гномика …

Задание 3. «Что лишнее и почему?». (Ребёнок должен найти лишнее слово и объяснить свой выбор)

Пряник, калач, конфета, батон Молоко, торт, пирожное, кекс.

Задание 4. Попросите ребёнка раскрасить картинку цветными карандашами.

Рекомендации по подготовке к обучению грамоте.

Задание 1. Задайте ребёнку вопрос. Если он затрудняется в ответе, помогите ему.

Спросите у ребёнка какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Как можно узнать гласный звук? (Если при произношении звука нет преграды, и мы его можем спокойно петь, значит это гласный звук.)

Как можно узнать согласный звук? (Если при произношении звука встречается преграда (губы, язык, и мы его не можем петь, значит это согласный звук.)

Звук А (У, О) гласный или согласный? Почему ты так думаешь?

Звук П гласный или согласный? Почему ты так думаешь? Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

Задание 2. Попросите ребёнка придумать слова, которые начинаются на гласные звуки А, У, О.

Задание 3. Попросите ребёнка придумать слова на твёрдый согласный звук П.

Рекомендации для родителей по теме «Семья». Звук "Ть".

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— поговорить с ребёнком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех);

— предложить ребёнку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

Задание 2. Игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая) —. , бабушка (какая) —. , дедушка (какой) —. , папа (какой) —. .

Задание 3. Игра «Договори предложение»

Я ем и папа. (ест). Я пою и мама … (поет, Я шью и бабушка. (шьёт). Я вяжу и мама. (вяжет).

Я готовлю и сестра. (готовит). Я играю и браг. (играет). Я пилю и папа. (пилит).

Задание 4. Игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме). Мама - мамочка, мамуля, мамуличка и т. д.

(папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)

Задание 5. Составить рассказ о своей семье по плану и ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ.

(Развитие связной речи.)

1. Сколько в твоей семье человек?

2. Где вы живёте? (домашний адрес)

3. Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)

4. Кем работают родители?

5. Сколько лет брату (сестре?

6. В каком классе учится брат (сестра?

7. Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая).

Подготовка к обучению грамоте «Звук Ть. Буква Т»

Задание 1. «Расскажи о звуке». Взрослый задаёт наводящие вопросы.

• Вспомни и назови мне всё о звуке «Ть». Когда ты произносишь звук «Ть» есть преграда воздуху?

-Да, язык упирается в зубы.

• Звук «Ть» гласный или согласный? – согласный, потому что мы его не можем петь, т. к. на пути преграда.

• Звук «Ть» твёрдый или мягкий? – мягкий.

• Какой фишкой обозначаются твёрдые согласные звуки? – зелёной.

• Проверь какой звук «Ть» звонкий или глухой. Ладошку положи на горлышко и произнеси звук «Ть».– Звук «Ть» глухой, потому что горлышко молчит.

Задание 2. Где спрятался звук «Ть» (начало, середина, конец? (произносите слова, чётко выделяя голосом звук «Ть»): тюлень, кость, зонтик, телефон, мостик, пасть

Задание 3. Раздели слова на слоги. «Сложи» слово на ладошку. Сколько раз хлопнешь, столько и слогов. Брат, сестра, папа, мамуличка, бабушка, мама, дедушка

Задание 4. Придумай слова (3-4 слова) со звуком «Ть». ЗАПИШИТЕ СЛОВА РЕБЁНКА.

Публикации по теме:

«Путешествие по городу». Развлечение по закреплению знаний правил дорожного движения (старшая группа) Задачи: 1. Закрепить с детьми знания правил дорожного движения и безопасного поведения на улице. 2. Закрепить знания о дорожных знаках (пешеходный.

Конспект НОД по закреплению представлений о лете у детей с ОВЗ (старшая группа) Цель: Закреплять у детей представление о лете. Учить показывать на картинках зиму и лето. Задачи:1) продолжить знакомить детей с признаками.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Одежда», «Мебель» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности. Лексическая тема «Одежда».

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексической теме «Зимующие птицы» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «Зимующие.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Перелетные птицы» и «Дикие и домашние животные» Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «Перелетные.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Животные Севера» и «Зима» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «.

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников. 1. В школе большое внимание уделяется письменной речи – чтению и письму. Для.

Рекомендации логопеда для родителей детей младшего дошкольного возраста Родителям как можно раньше необходимо обратить внимание на речь своего малыша. Конечно сразу произносить большинство звуков малыш не может.

Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на период новогодних каникул Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на период новогодних каникул Впереди – каникулы. Родителям детей, имеющих речевые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации логопеда по закреплению лексических тем для родителей и обучению грамоте. Старшая группа
Опубликовано: 22 января 2017 в 22:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД