Елена Русинович
Рекомендации педагога-психолога для специалистов по работе с трудными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по работе с трудными детьми.
«Тревожные дети»
Для руководителя физического воспитания:
Не заставлять делать только что разученное упражнение
Использовать приемы для снятия мышечного напряжения
Задание для ребенка облекать в форму просьбы
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы
Избегать состязаний и каких либо упражнений, основанных на скорости
Не сравнивать ребенка с окружающими
Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию
Публикация «Рекомендации педагога-психолога для специалистов по работе с трудными детьми» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
По возможности объяснять новый материал на знакомых примерах
Чаще обращаться к ребенку по имени.
Для музыкального руководителя:
Стараться давать посильные задания
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы
При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо
Включать в занятия слушание спокойной классической музыки
Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации публичного выступления
По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах
Чаще обращайтесь к ребенку по имени
Хвалить ребенка даже за незначительный успех
Использовать релаксационные техники
Для учителя-дефектолога:
Замечания озвучивать только в индивидуальной форме
Создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон
Задание для ребенка облекать в форму просьбы
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо
По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах
Чаще обращайтесь к ребенку по имени
Хвалить ребенка даже за незначительный успех
Использовать телесный контакт, контакт глаз
«Агрессивные дети»
Для руководителя физического воспитания:
Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов
Давать задания, требующие повышенной физической нагрузки
Давать посильные поручения, хвалить за хорошо выполненное задание
Включать в игры, способствующие выработки у детей терпимости и взаимовыручки
Сохранять спокойный эмоциональный тон
Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения
При выполнении упражнений не ставить ребенка в пару с медлительным, тревожным сверстником
Для музыкального руководителя:
Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов
Придерживаться постоянства и последовательности в требованиях к ребенку
Использовать в работе этюды на устранения агрессии: «Баба Яга», «Два сердитых мальчика», «Гневная Гиена» и другие
Сохранять спокойный эмоциональный тон
Использовать релаксационные техники
Активно вовлекать ребенка в танцевальные номера
Для учителя-дефектолога:
Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов
Придерживаться постоянства и последовательности в требованиях к ребенку
Замечания озвучивать только в индивидуальной форме
Грамотно чередовать нагрузку с отдыхом
Проводить тематические беседы для демонстрации непривлекательности агрессивного поведения
Для развития навыка владения собой использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил», «Гнев на сцене» и другие
Чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение (герои сказок)
«Повышенная двигательная активность, неустойчивость внимания»
Для руководителя физического воспитания:
Давать ребенку конкретные, четкие, короткие инструкции
Организовывать подвижные игры, развивающие умение подчиняться речевому сигналу педагога с переключением внимания и мобилизации волевых усилий
Использовать игры и физические упражнения на снятие мышечного напряжения
При необходимости применять позитивный физический контакт (погладить ребенка по голове, взять за руку)
Предоставлять ребенку возможность выбора
Направлять лишнюю энергию ребенка в полезное русло — во время занятия попросите его помочь убрать игрушки, сложить атрибуты и т. д
Избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена игр и упражнений
Чтобы привлечь внимание ребенка, задайте неожиданный вопрос, отреагируйте неожиданным для ребенка образом
Для музыкального руководителя:
Давать творческие, развивающие задания, избегать монотонной деятельности
Рекомендуется частая смена игр и упражнений
Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, и педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы
Не скупиться на похвалу и положительную оценку успехов
Включать в занятия слушание спокойной классической музыки
Использовать релаксационные техники
Использовать в работе этюды на интерес и сосредоточение: «Лисичка подслушивает», «Что там происходит?», «Кузнечик» и другие
Для учителя-дефектолога:
Рекомендуется частая смена игр и упражнений
Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, и педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы
Не скупиться на похвалу и положительную оценку успехов
Наибольшая результативность достигается при индивидуальных формах работы
Активно использовать игры на развитие внимания: «Сравни картинки», «Зачеркни все буквы…», «Ухо-нос», «Найди отличия в картинках», «Запретное слово», «Что перепутал художник», лабиринты, графические диктанты, задачи в стихах и другие
Использовать игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)
Искать слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка
«Застенчивые дети»
Для руководителя физического воспитания:
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы
Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя
В играх эстафетного характера не ставить ребенка первым
Не сравнивать ребенка с окружающими
Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения
Чаще обращаться к ребенку по имени
Для музыкального руководителя:
Стараться давать посильные задания
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы
Нельзя заставлять ребенка взаимодействовать с другими детьми, если он этого не желает
При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон
Давать небольшие роли в детских кукольных театрах, давать роли не свойственные ребенку (смелые, решительные)
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо
Использовать игры на развитие коммуникации: «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Интервью», «Приглашение», «Вежливые слова» и другие
Чаще обращайтесь к ребенку по имени
Хвалить ребенка даже за незначительный успех
Для учителя-дефектолога:
Замечания озвучивать только в индивидуальной форме
Создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо
Подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения
Чаще обращайтесь к ребенку по имени
Чаще обращаться к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождаться от него ответа
Использовать игры на развитие коммуникации: «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Интервью», «Приглашение», «Вежливые слова» и другие
«Медлительные, плаксивые дети»
Для руководителя физического воспитания:
Вызывать интерес к играм высокой подвижности
Совершенствовать игровые навыки ребенка, доводить их до автоматизма
Включать игры со сменой темпа движения (ходьба-бег-ходьба и др.)
Поощрять координированность действий ребенка с действиями партнеров
Не следует стремиться включать ребенка в игры, в которых он может оказаться не на высоте
Поощрять такие качества ребенка, как точность, аккуратность, основательность
Включать ребенка в игровые объединения с доброжелательными сверстниками
Не сравнивать ребенка со сверстниками
Для музыкального руководителя:
Любое задание на быстрое или ограниченное выполнение какого-либо действия, ограниченного по времени надо давать на положительном эмоциональном фоне, в игре
Включать ребенка в танцы со сменой темпа движения
Включать в занятия слушание классической музыки разного характера
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка
Пожелания, задания, просьбы должны быть четкими и ясными
Придерживаться ровного тона, доброжелательного обращения к ребенку
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо
Для учителя-дефектолога:
Контролировать темп выполнения заданий ребенком (ребенок выполняет в своем темпе)
Не проявлять спешки в работе с медлительным ребёнком. Не подгонять его
Давать чёткие, понятные инструкции
Создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон
Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо
Подбадривать и хвалить медлительного ребенка, отмечая все его достижения
Включать игры на развитие внутреннего торможения: «Летает, не летает», «Съедобное, не съедобное», «Запретное движение», «Ухо-нос» и другие
Использовать в работе пальчиковую гимнастику