Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста

Юлия Конюхова
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В нем сохранились особенные черты русского характера, представление о красоте, добре, храбрости, честности, трудолюбии. Само слово «фольклор» в переводе с английского буквально переводится как «народная мудрость». Дошкольный возраст является фундаментом общего образования и развития ребенка. Поэтому, так важно, именно в этом возрасте заложить те нравственные основы, которые помогут ребенку не свернуть с правильного пути в дальнейшем. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста

Устное народное творчество способствует пробуждению познавательной активности, яркой индивидуальности ребенка, самостоятельности. Для этого необходимо как можно чаще и шире использовать его в воспитании детей.

К сожалению, в практике дошкольного образования часто можно наблюдать такую картину, что при ознакомлении младших дошкольников с малыми фольклорными формами, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности, а в основном делается акцент на содержательный аспект. Использование малых форм фольклора сводится просто к их заучиванию. А между тем, процесс развития речи дошкольников с применением малых фольклорных форм должен происходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого, безусловно, необходима заинтересованность педагога, а ребенок должен являться активным субъектом этого процесса.

Ребенок младшего дошкольного возраста очень чутко откликается на приговорки, потешки, попевки. Вслушиваясь в слова потешки, в ее ритм, он притопывает, хлопает в ладоши, двигается в такт текста. Это радует ребенка, забавляет, организует его поведение. Приговорки и попевки можно назвать первыми художественными произведениями, которые слышит малыш. По своему содержанию они разнообразны. Например, колыбельные - успокаивают, веселые – радуют…

Малые формы фольклораучат ребенка выражать те или иные интонации: радость, огорчение, нежность, ласку… Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Используя малые формы фольклора, педагог может решать практически все задачи методики развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников, следует применять этот богатейший материал словесного творчества народа.

Рассмотрим, какими бывают малые формы фольклора и какие задачи помогают решить.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «кисонька»,«заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Загадки помогают увидеть вторичные значения слов и обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Также, загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Отгадывание загадок оказывает благотворное влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся четко, ясно, лаконично, выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивают умение творчески использовать слово, а также, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В. П.Адрианова-Перетц пишет: «Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Как же можно использовать малые фольклорные формы в повседневной жизни ребенка в ДОУ?

Например, при расставании с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку, сопровождая действие движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка, порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком.На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись»

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества - многоплановое. В песнях и потешках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», присутствуют действующие животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично,но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить,приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Применение малых фольклорных форм помогает ребенку запомнить и с наименьшим сопротивлением принимать правила. Например при развитие КГН мытье рук перед едой, после прогулки можно использовать потешки: «Водичка, водичка умой мое личико…» или

Утром мы водичкой моем руки, личико

Плих и плюх, плих и плюх

Убегай грязь от чистюх.

Или:

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

При одевании и раздевании.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Для осуществления процесса развития речи дошкольников путем применения малых фольклорных форм в режимные моменты, необходимо создать картотеку потешек, приговорок по теме. Использование их сделает процесс обучения детей веселым, ненавязчивым, через игру и будет развивать речь в течении всего дня, а не только на занятиях.

Педагог при работе с детьми младшего дошкольного возраста должен уделять большое внимание словесным, наглядным, игровым методам при ознакомлении с народными произведениями. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Можно играть в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии навыков самообслуживания у детей младшей группы Навыки и привычки, прочно сформированные у детей дошкольного возраста, сохраняются на всю жизнь. Режимные процессы (кормление, подготовка.

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры, фольклор относительно.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Консультация «Причины агрессивности детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям и педагогам» Причины агрессивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям и педагогамАвтор: педагог- психолог Ф. И. Урузбиева В последнее.

Проект по использованию метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 32 «Белоснежка» ПРОЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Домашние животные
Автор публикации:
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
Опубликовано: 9 октября 2019 в 18:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки