Получи документы

Рекомендации педагогам по работе с суицидальным поведением детей школьного возраста

Гиршова Полина
Рекомендации педагогам по работе с суицидальным поведением детей школьного возраста

Рекомендации педагогам работающим с детьми в Санкт-Петербурге

По информации, предоставляемой Всемирной организацией здравоохранения, каждый год происходит более полумиллиона самоубийств и в десять раз больше покушений на суицид.

Большинство подростков, совершивших суицидальные попытки, были

учащимися школ, а среди психотравмирующих ситуаций есть негативные

феномены, порожденные школьной жизнью : школьная дезадаптация,

Публикация «Рекомендации педагогам по работе с суицидальным поведением детей школьного возраста» размещена в разделах

неуспех в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями,

дидактогения и др.

Терминология.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

В структуре рассматриваемого поведения выделяют :

— собственно суицидальные действия;

суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления

суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана : продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Суицидальное поведение – один из вариантов аутодеструктивного поведения.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Для педагога важно понимать, что суицидальные проявления бывают

разными. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчислиться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Профилактика, в первую очередь, направлена на хронический пресуицид. Что касается острого пресуицида, когда решение принимается молниеносно, по типу короткого замыкания, в этих случаях классическая профилактика малоэффективна. Профилактикой в данном случае будет выявление детей и подростков с импульсивными способами реагирования на стресс, и обучение этих детей способам осознанного реагирования на трудные или неприятные жизненные ситуации. Другая сторона профилактики – обучение педагогического коллектива опознавать признаки острой дезадаптации у ребенка-подростка и уметь быстро и адекватно реагировать в нестандартной ситуации.

Признаки суицидоопасного состояния :

1. Прямые высказывания ребенка (подростка) о нежелании жить:

«скоро все закончится…», «у вас больше не будет проблем со мной…»,

«все надоело, я никому не нужен…» и т. д. ;

2. Изменения в привычном режиме питания, сна;

3. Рассеянность, невозможность сосредоточиться;

4. Стремление к уединению;

5. Потеря интереса к любимым занятиям;

6. Внезапные смены настроения;

7. Раздача значимых (ценных) вещей;

8. Пессимистические высказывания: «у меня ничего не получится», «я не смогу» и т. д. ;

9. Резкое снижение интереса к привычной деятельности (работе, учебе);

10. Употребление психоактивных веществ;

11. Чрезмерный интерес к теме смерти.

Подростковые особенности суицидального поведения :

Повод для суицида может быть с точки зрения взрослых пустяковый.

У детей недостаточно опыта переживания страданий: им

кажется, что их ситуация исключительная;

Дети не осознают факта необратимости смерти, им кажется, что они смогут воспользоваться плодами своего поступка после смерти;

Многие подростки считают суицид проявлением силы характера;

Чаще всего дети совершают суицидальные попытки, чтобы изменить мир вокруг себя;

Ребенку трудно просчитать ситуацию, поэтому часто демонстративные суициды заканчиваются смертью.

Профилактические мероприятия.

А. Рекомендации ЦВЛ «Детская психиатрия»

• Своевременное выявление несовершеннолетних с ослабленными адаптационными механизмами.

• Своевременное обращение к специалистам.

• Формирование ценности жизни (персональное).

Организация профилактики в рамках образовательного

учреждения.

1. Стеклопакеты на окнах должны быть снабжены специальными

замками «защита от открывания детьми»

2. Рекомендовано проводить учебные занятия по профилактике суицида с педагогами образовательных учреждений ежегодно (педагог-психолог, социальный педагог школы или ППМС-Центра)

3. Профилактические беседы с родителями о суицидоопасных факторах и признаках суицидоопасного поведения, формировании

ценности жизни (ежегодно).

• Занятия с детьми с ориентацией на тему «Формирование ценности жизни (персональное)».

4. Обязательное информирование педагогами школы психолога, социального педагога и высказываниях учащихся на тему суицида.

5. Обследование, диагностика учащихся, высказывающих суицидальные мысли или совершающих с точки зрения родителей или педагогов искованные поступки (зацеперы, паркур).

6. Направление детей с суицидальными высказываниями на консультацию в Кризисную службу ЦВЛ Детская психиатрия.

Если вы оказались рядом с человеком в кризисной ситуации.

Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может

повлиять на его безопасность;

Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, независимо от того, что он говорит;

Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно

обратиться за помощью;

Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства;

Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности

не будет длиться вечно.

Где можно получить помощь?

1. Кризисная помощь детям и подросткам - СПб, Чапыгина 13,

тел. 576-10-10 (круглосуточный)

2. Общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-

122 (круглосуточно, бесплатно)

3. Районные ЦППМСП.

В настоящий момент медицинские и образовательные учреждения

создают программы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Ежегодно проходят семинары по работе с детьми, педагогами,

взрослыми с целью предупредить суициды, помочь детям и подросткам

справиться с трудными жизненными ситуациями.

В пособии использованы материалы специалистов: ЦВЛ «Детская

психиатрия», ППЦ «Здоровье» Петроградский р-на, ЦППМСП Василеостровского района, ЦППРК Адмиралтейского района и др.

Публикации по теме:

«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам (самоутверждение, желание.

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Цветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открытокЦветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открыток Лучший подарок для мамы сделан своими руками! Открытки, рисунки, картинки хранятся многие годы в семейных архивах, напоминая о детстве.

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Как распознать детей с аффективным поведением Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам по работе с суицидальным поведением детей школьного возраста
Опубликовано: 11 мая 2021 в 11:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД