Бондаренко Ольга
Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад»
Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений
Выполнил: ст. воспитатель Бондаренко О. А.
2017г.
Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.
Публикация «Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Все это, благотворно сказывается на здоровье ребенка, а так же его физическом и умственном развитии. Правильно организованная прогулка является залогом всестороннего развития ребёнка, поэтому особое значение имеет качественная подготовка педагога к её проведению.
Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения.
Проведение прогулки в детском саду – это такая же часть учебно-воспитательного процесса, как и занятия в группе, с той лишь разницей, что проходит она в более свободной форме, что дает возможность детям сбрасывать эмоциональное и умственное напряжении.
Выделяют следующие структурные элементы прогулки :
наблюдение;
двигательная активность детей на прогулке;
трудовые поручения;
индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
самостоятельная деятельность детей.
Наряду с традиционной структурой прогулок можно проводить тематические прогулки. Прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.
Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.
В методике проведения прогулок определены пять видов тематических прогулок : прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции.
Сегодня мы подробно разберем организацию и проведение тематических прогулок-развлечений.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Они способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение. В основе каждого праздника и развлечения лежит определенная идея.
Прогулки – развлечения могут быть чрезвычайно разнообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, например, Шапокляк, крокодила Гены, Чебурашка, Фиксики и др. герои из мультфильмов. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша – следопыт может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут дошкольникам смастерить что-либо, например, кормушку.
Главная цель прогулок развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.
Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем, которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.
Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др., герои мультфильмов, игрушки.
Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут кого-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежонка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить изменения : зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д.
Особо полюбившихся героев мультфильмов дети встретят с радостью. Те, кто смотрит детский телеканал «Карусель», познакомились с героем - Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о правилах безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю решить задачи программы в разделе «Безопасность».
Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка,
и др., так детям легче их воспринимать. Кот Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети расскажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключений или отправиться всем вместе в новые.
В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, само-стоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.
В группе старшего дошкольного возраста лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы.
Прогулка с персонажем близка сценарию проведения досуга на свежем воздухе, но не ограничена жесткими временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.
Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.
В организации работы с дошкольниками можно выделить особый вид тематических прогулок : прогулки - события, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Прогулка- событие обогащает знания воспитанников дошкольной образовательной организации, расширяет представление об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке, как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку.
Прогулка-событие может быть посвящена как определенной теме (День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др., так и событию, произошедшему в детском саду (например, привезли и установили новый игровой комплекс, обновили песок в песочницах и др.) .Тематическая прогулка поможет воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знание и восприятие определенной темы. Содержание такой прогулки может быть продолжением темы дня, например, «День матери», «День друзей» и др. На тематической прогулке педагог может отметить вместе с воспитанниками какое-то событие или провести беседу на определенную тему, а также уточнить, закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе непосредственно образовательной деятельности, совершенствовать те или иные навыки и умения. Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событие во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.
Цель таких прогулок - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием. Для ребенка прогулка-событие должна стать увлекательным путешествием, связанным с темой или событием. Прогулку-событие на территории детского сада можно организовать с детьми младшего дошкольного возраста. Сколько радости вызовет у малышей новый песок в песочнице! Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи, как разместить всех вокруг песочницы, если она не большая, какие строительные и сюжетные игры предложить.
Пример структуры прогулки - события.
Организационный момент предусматривает - сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии;
Знакомство с темой прогулки - ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др. ; самостоятельная творческая деятельность детей.
Регулярность проведения прогулок - событий зависит от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такая прогулка не должна планироваться слишком часто.
Сценарий прогулки- события «Нам песочек привезли» с детьми младшего возраста.
Событие: Воспитатель сообщает детям, что в песочнице новый песок, предлагает подумать, какие игрушки можно взять с собой на прогулку.
Исследовательская деятельность - исследуем песок.
Воспитатель предлагает рассмотреть песок, попробовать сжать его в кулачке, описать с помощью наводящих вопросов: -Какой песок? (желтый, мокрый (сухой, теплый (холодный) .
Затем воспитатель предлагает слепить колобка, вспомнить песенку, которую он пел, попробовать покатать его по песчаной дорожке.
Задание «Делаем куличики» : Элементы сюжетно-ролевой игры «Угостим зайчиков, мишек».
Игры с песком.
Трудовое поручение: Педагог просит детей помочь собрать игрушки в песочнице, отряхнуть их от песка.
Подвижная игра «Колобок» (аналогия игры «Надувайся пузырь»)
-Мы в песочницу ходили
Колобок с тобой лепили.
Колобок- румяный бок
Ты катись скорей дружок!
Вырастай скорей большой
Вот такой!
Ой, рассыпался…
Будем новые лепить?
Методические рекомендации по организации прогулок-походов
Поход – это организованное путешествие или прогулка, а также совместное передвижение группы лиц с какой-нибудь целью по определенному маршруту.
Прогулки-походы заняли достойное место в режиме дня дошкольных образовательных организаций. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также зеленую зону на территории детского сада. Такие прогулки представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их коммуникативные и познавательные потребности, воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе.
Рассмотрим примерную структуру прогулки-похода. Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки-похода – привал.
Его место должно быть удобным для отдыха, предоставлять возможность устроить пикник, поставить палатку, организовать игры и т. д. по окончании привала – сбор детей и уборка территории. Затем движение группы до детского сада, во время возвращения могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.
Проводить такие прогулки-походы следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения.
Прогулки-походы не могут проводиться часто. Оптимальное количество таких прогулок – 2-3 в год. При более частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес.
Важно, чтобы воспитанники ждали прогулки-походы, готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.
Алгоритм подготовки прогулки-похода можно представить следующим образом:
Определение маршрута прогулки-похода
Согласование маршрута с администрацией ДОУ
Тщательное изучение маршрута, прохождение его взрослыми
Привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке-походе
Выбор и подготовка необходимого снаряжения
Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени, продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержимого рюкзака).
Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр-эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности. Очень важно объяснить детям правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности:, не прыгать в палатке и т. д.
Прогулка-поход может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Следует предоставить воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палатки.
Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей.
Возможность выйти за пределы детского сада есть далеко не у всех дошкольных организаций, но прогулку-поход рекомендуется сначала организовывать по территории учреждения. Подобный вид прогулки – имитация взрослого туристического похода. Хорошо, если она будет включать в себя все элементы похода: сбор, продолжительную ходьбу, привал и «возвращение» в детский сад.
По итогам прогулки-похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, игры, общение друг с другом.
Методические рекомендации по организации спортивных прогулок
Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.
Спортивные прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний?», «Узнай по силуэту», «Кто больше назовет видов спорта с мячом», игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге», на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению такого вида прогулки является накопление детьми опыта пользования физкультурным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем, то они овладевают навыками быстрее.
С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные виды движения. Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т. д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярные в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.
Структура спортивной прогулки может включать :
Организационный момент или вводную беседу;
Подвижные, спортивные игры;
Спортивные упражнения;
Самостоятельную деятельность детей;
Индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;
Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных навыков и умений. Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений, при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребенка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительные отношение к трудовым обязанностям,
развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе специально организованных прогулок – трудовых акций.
Трудовая акция-ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. В трудовых акциях преобладает трудовые поручения, труд на улице, связанные с сезонными и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей.
Цели и задачи таких прогулок определяется воспитателем исходя из приобретённых навыков и трудовых умений детей, а также их физических возможностей.
Подобные прогулки следует проводить регулярно, 2-3 раза в месяц.
Чтоб не утомить детей однообразием поручений, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территорию: сгребание снега, очистки скамеек от песка. Во время таких прогулок дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует умственные и волевые усилия детей.
Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.
Детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Дети средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость, и воспитывается настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
Старшие дошкольники учатся трудиться во все времена года. Осенью они могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья. Дети участвуют в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке кустарников и деревьев. Зимой убирают снег на дорожках, подкармливают зимующих птиц. С наступлением весны
дошкольникам поручают перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду и цветнике.
Летом они могут рыхлить землю, поливать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай.
Следует помнить, что максимальное время, отведенное для выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке не должно превышать 30-40 минут.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать
правила безопасности:
работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
инструменты и материалы для труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
запрещается давать детям то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
Прогулки - трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданные задания детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем. Педагог помогает старшим детям осознать значимость труда, развивает у них желание и потребность в получении определенных трудовых умений.
В таких прогулках четка прослеживается экологическая направленность. Например, старшие дети под руководством воспитателя осенью могут закопать в землю органический и неорганический мусор. А весной раскопать и сделать выводы.
В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание на то, какой красивой стала клумба. Результат труда эстетически радует глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.