Рекомендации родителям детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР по изучаемым лексическим темам. 2 часть

Евгения Волик
Рекомендации родителям детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР по изучаемым лексическим темам. 2 часть

Рекомендации родителям детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР по изучаемым лексическим темам. 2 часть.

Одежда.

1. Повторите задание «одежда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. Выясните, помнит ли он, что летом носят легкую одежду, а осенью – более теплую. Пусть объяснит почему.

Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана.

2. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом: «Какой? Какое? Какая».

Свитер из шерсти – шерстяной свитер.

Брюки из вельвета – вельветовые брюки.

Юбка из шелка – шелковая юбка. Жилет из меха – меховой жилет.

Блузка из льна – льняная блузка. Пальто из кожи – кожаное пальто.

3. Выясните, знает ли ваш ребенок, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый – лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать развитию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы произносите несколько слов – названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово – шляпа, потому что шляпа – головной убор, а все остальное – одежда.

5. Поиграйте в игру «Чего не стало?». Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубашку, ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (Футболку). Ребенок определяет, чего не стало: не стало футболки.

6. Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить.

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошел. (Рубашка).

7. Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Пусть он расскажет, чего испугались дети, кто их напугал.

ОСЕНЬ.

1. Повторите с ребенком задание «Времена года. Осень» за прошлый год. Четко проговорите с ним выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет об осени все, что знает. Если он затрудняется, помогите ему вопросами. Задавайте вопросы так, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Например:

--- Какое время года наступило? Начни ответ со слова наступила.

--- Наступила осень.

--- Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья.

--- Листья на деревьях стали красными и желтыми.

2. Продолжайте работу над темой «Осень». Во время прогулки в сквере, парке, за городом предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени:

--- Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;

--- Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;

--- Исчезли насекомые;

--- Собираются в стаи и улетают на юг птицы;

--- Дни стали короче – а ночи длиннее;

--- С полей и садов убирают урожай овощей и фруктов;

--- Люди стали теплее одеваться;

--- Дети пошли в школу.

3. Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Дома прогладьте их через тонкую бумагу теплым утюгом. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации.

4. Предложите ребенку выучить стихотворение Л. Разводовой.

ОЗОРНИКИ

Закружился надо мной Без конца и без начала?

Дождь из листьев озорной. Танцевать под ним я стала.

До чего же он хорош! Мы плясали, как друзья, -

Где такой еще найдешь – Дождь из листиков и я.

5. Сделайте с ребенком упражнение «Осенью».

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки

Начал капать дождь колючий. Совершаем прыжки на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду слякоть. Приседаем, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идем по кругу, с высоким подниманием колена.

Поднимай повыше ноги.

6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель.

7. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребенком, о каких приметах осени говорит писатель.

Откуда хлеб пришел.

1. Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб. Пусть он вспомнит, что ему рассказывали об этом в детском саду.

*Люди пашут землю, боронят пашню, сеют зерно, ухаживают за всходами, убирают урожай, везут зерно на элеватор, хранят его там, потом мелют зерно на мельнице, делают из муки тесто, пекут хлеб.

2. Выучите с ребенком четверостишие Я. Акима:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

3. Пусть ребенок на слоги разделит слова хлеб, по-ле, зер-но, ко-лос,

у-ро-жай, мель-ни-ца, тес-то.

4. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова хлеб. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова хлеб, хлебороб, хлебный, хлебница.

- Что люди пекут из ржаной муки? - Хлеб.

- Как называют человека, который растит хлеб?- Хлебороб.

- На каком поле растет хлеб? – На хлебном.

- Как называется емкость для хранения хлеба? – Хлебница.

5. Помогите ребенку отгадать и запомнить загадки.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колос)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

6. Выразительно прочитайте ребенку русскую народную потешку, выучите ее и используйте как пальчиковую гимнастику.

Каша в поле росла, поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.

К нам в тарелку пришла. «пошагать» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим, помешать указательным пальцем левой руки

По тарелке дадим, в правой ладошке.

Птичке – невеличке, загибать пальчики на обеих руках, начиная с

Зайцу и лисичке, больших, при назывании каждого друга.

Всем дадим по ложке. разжать пальчики на обеих руках.

Полевые цветы.

1. Повторите задание «Полевые цветы» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Выясните, помнит ли ребенок, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.

2. Во время прогулки рассмотрите с ребенком цветы, которые растут в лесу, на лугу, на берегу реки. Пусть он попробует составить описательный рассказ о любом полюбившемся цветке по образцу.

Это ромашка. Ромашка – полевой цветок. Она растет на лугу, на опушке леса, на солнечной лесной полянке. У ромашки прочный стебель, длинные листочки и очень красивый цветок. У цветка желтая серединка и много белых лепестков.

3. Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: цве-ты, ро-маш-ка, лю-тик, каш-ка, кле-вер, ва-си-лек, не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик.

4. Предложите ребенку разгадать загадку, а потом выучить ее.

Ах, звоночки – синий цвет!

С язычком, а звону нет…

(Колокольчик).

5. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова цветок. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам.

Например.

--- Что появляется из бутона?

--- Цветок.

--- Что делает цветок?

--- Расцветает.

--- Каким называют луг, на котором много цветов?

--- Цветущим.

В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова цветок, расцветает, цветет, цветущий.

6. Выучите с ребенком потешку «Мышиный горошек»; поработайте над выразительностью речи, покажите, что интонация должна быть шутливой. Эта потешка позволит ребенка с еще одним полевым растением.

В траве у дорожки мышиный горошек.

Мышиный горошек такой нехороший!

Опутал лягушке и лапки, и брюшко.

Сидит и задумчиво смотрит лягушка.

Посуда.

1. Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.

2. Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает, чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.

3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?».

Примеры словосочетаний.

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Миска из пластмассы – пластмассовая миска.

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

Ложка из серебра – серебряная ложка.

4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов – описаний о посуде по образцу.

Например. Это чайник. Чайник – это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду.

5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чАй – нИк, чАш – кА, лОж – кА, вИл – кА, нО – жИк.

6. Выполните с ребенком упражнение «Чайник» для развития творческого воображения, координации речи с движением.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Стоим, изогнув одну руку, как носик чайника.

Я вам напоказ выставляю живот. Другую держа на поясе. Живот надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топаем обеими ногами.

---Эй, люди, я с вами Делаем призывные движения правой

рукой.

Почайпить хочу.

7. Предложите ребенку послушать потешку, а затем перечислить названия посуды,

прозвучавшие в ней.

У нашего Вовки на блюде морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки смородина в чашке.

Ну а у Валерки грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

Профессии на транспорте.

1. Повторите задание «Профессии на транспорте» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте.

2. Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лет-чик, кА-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.

3. Выучите с ребенком загадку:

Он в любую непогоду Чтобы вы не опоздали

И в любое время года На работу, в детский сад.

Крутит руль и жмет педали, Подвести всегда вас рад. (Шофер).

4. Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?». Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам.

Например:

Шофер – крутит руль; Кондуктор – продает билеты;

Летчик - держит штурвал; Контролер – проверяет билеты.

5. Можно предложить ребенку поиграть в игру с мячом «Кто, чем управляет?». Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например.

Шофер управляет… - машиной Водитель управляет… - трамваем

Летчик управляет… - самолетом машинист управляет… - поездом.

Капитан управляет… - теплоходом.

6. Выразительно прочитайте ребенку отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а затем предложите выучить его.

Кондукторам езда везде. --- большие и дети,

С большою сумкой кожаной Берите билетик, билеты разные,

Ему всегда, ему весь день Бери любые – зеленые, красные

В трамваях ездить можно. И голубые.

7. Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и побеседуйте о тех профессиях, о которых говорится в стихотворении.

Сад. Фрукты.

1. Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за прошлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосочетания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду?

2. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин. персик, овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).

3. Поиграйте в игры с мячом «Один – много» (лимон – лимоны) и «Назови ласково» (слива – сливка, используя названия фруктов.

4. Попробуйте придумывать с ребенком загадки – описания о фруктах. Например:

--- Желтый, овальный, кислый. Что это? (лимон)

--- Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (слива)

--- Круглый, оранжевый, душистый, кисло – сладкий. Что это? (апельсин)

5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например: (сок из яблок – яблочный сок, пюре из слив – сливовое пюре….)

6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат.

7. Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком "Шишки". Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.

Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.

Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь.

И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.

8. Прочитайте ребенку рассказ Л. Толстого «Косточка». Выясните, что он думает о поступке мальчика.

Профессии. Стройка.

1. Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей.

Например.

Каменщик (что делает) кладет стены.

Маляр (что делает) красит стены, окна, двери.

Электрик (что делает) проводит свет.

Крановщик (что делает) управляет подъемным краном.

2. Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?». Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и продолжает ее.

Например.

Маляр пользуется… - кистью.

Штукатур пользуется… - мастерком.

Электрик пользуется… - отверткой.

Сантехник пользуется… - плоскогубцами.

Стекольщик пользуется… - стеклорезом.

3. Выучите с ребенком стихотворение:

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Он приходит в старый дом

С кистью, краской и ведром.

4. Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных специальностей: мА-лЯр, штУ-кА-тУр, плОт-нИк, кА-мЕн-щИк, крО-вЕль-щИк.

5. Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.

Транспорт.

1. Повторите задание «Транспорт» за прошлый "год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет о том, что он знает про транспорт. Если он затрудняется, помогите ему вопросами:

--- Что называют транспортом?

--- Для чего он предназначен?.

Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?

2. Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины, железнодорожным (поезд, трамвай, воздушным (самолет, вертолет, водным (теплоход, катер, баржа). Во время прогулки по городским улицам предложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид.

3. Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.

4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фУр – гОн, грУ – зО – вИк, цИс – тЕр – нА, плАт – фОр –

мА. [/b]

5. Предложите ребенку сделать подвижное упражнение «Ехали медведи» для развития общей моторики и координации речи с движением.

Ехали медведи на велосипеде, лежа на спине, изображаем езду на

велосипеде.

А за ними кот задом наперед, Бежим по кругу задом наперед.

А за ним комарики, Бежим по кругу на носочках,

На воздушном шарике, Взмахивая руками.

А за ними раки на хромовой собаке, Идем по кругу, прихрамывая.

Волки на кобыле, Бежим трусцой.

Львы в автомобиле, Идем, крутя воображаемый руль.

Зайчики в трамвайчике, Скачем, сделав «ушки» из пальцев.

Жаба на метле. Идем, оседлав воображаемую метлу.

6. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку о паровозе и вагонах.

За дымком, за свистком, братья бегают бегом.

7. Прочитайте ребенку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.

Публикации по теме:

Картотека физминуток и пальчиковых игр по лексическим темам. старшая группа (2 часть) Тема «Транспорт» П. Г. «Транспорт» Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: (Сжимаем, разжимаем пальцы) Машина, вертолет, Трамвай,.

Картотека физминуток и пальчиковых игр по лексическим темам в подготовительной группе (2 часть) Тема «Домашние животные и их детеныши» Ф. М. «Котенок-шалун» Котенок мамочку зовет: (Соединяем одноименные пальцы обеих рук) - Мяу-мяу,.

Картотека физминуток и пальчиковых игр по лексическим темам в старшей группе (1 часть) Старшая группа Тема «Детский сад. Туалетные принадлежности» П. Г. «Детский сад» В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками.

Картотека загадок по лексическим темам (часть 2) Тема «ПДД» Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Учимся считать
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Рекомендации родителям детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР по изучаемым лексическим темам. 2 часть
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 23:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Фотоотчет беседы об Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми...
Задачи: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда; развивать у детей способность сопереживать; воспитывать...
Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического...
Цель: продолжать знакомить детей с кинетическим песком. Задачи: Воспитательные: -обогащать тактильный опыт детей; -развивать мелкую моторику рук;...
Фотоотчет о выставке детского творчества в МДОУ «Детский сад «Улыбка»
Зима в этом году не удалась. На дворе январь , а изредко выпадающий снег тут же тает. Мечта детей слепить снеговика пока так и не осуществилась. Поэтому свои...