Лучший педагог года

Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»

Ирина Юрьевна Вихляева
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»

Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе»

«Первые ступеньки грамоты»

Цель: помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в подготовке ребенка к школе.

Уважаемые мамы и папы!

Вот и достиг Ваш ребенок старшего дошкольного возраста. И скоро – школа! И у всех любящих и заботливых родителей возникает масса волнений и переживаний: сможет ли ребенок успешно учиться? Потянет ли такую сложную сейчас школьную программу? И что ребенок должен знать и уметь перед школой, чтобы вовремя заложить фундамент успешного обучения?

Публикация «Рекомендации родителям из серии „Подготовка к школе, Первые ступеньки грамоты“» размещена в разделах

Прежде всего у ребенка должно быть сформировано желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать свое поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя.

Основное место в подготовке к школе следует уделять развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления и, что очень важно, развитию работоспособности. Необходимо Родителям о подготовке к школеаучить ребенка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Некоторые родители считают, что самый главный показатель готовности к школе – умение читать, при этом не обращая внимания на развитие всех сторон устной речи: чистого звукопроизношения, грамматического строя речи, достаточного для своего возраста словарного запаса, умения правильно строить фразы, пересказывать текст, составлять рассказы и многое другое.

На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь ребенок легко и как бы сам собой зачитает, при этом избежит трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка. Родителям не следует форсировать процесс обучения чтению и письма, а следует обратить серьезное внимание развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте, т. е. овладеть звуковой системой языка.

Последовательность формирования навыков звукового анализа и синтеза такова:

1) Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

2) Определение первого звука в слове.

3) Определение последнего звука в слове.

4) Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

5) Определение количества звуков в слове, их последовательность, т. е. полный звуковой анализ слова.

6) Определение количества слогов в слове.

Предлагаемые игры помогут Вашему ребенку вовремя сформировать очень важные предпосылки дошкольника к обучению грамоте, что лежат в основе успешного обучения в школе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего,знать из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Помните, что только интересные и увлекательные занятия, которые выполняются с удовольствием принесут Вашему ребенку пользу.

И на помощь Вам придет основной вид деятельности детей дошкольного возраста – ИГРА!Игра для дошкольника - это способ познания окружающего, это его жизнь и его труд. Играйте каждый день в любое свободное для Вас и ребенка время в течении 15-20 минут. Не нагружайте его большим количеством игр и упражнений. Достаточно двух - трех. Так что, ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ, ИГРАЯ! Ну, что, поиграем?

Игры на определение неречевых звуков

1. Взрослый расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек, или музыкальных инструментов). Манипулируя с ними (гремит коробкой с карандашами, с кнопками, погремушкой, ложкой о стакан, мнет бумагу и т. п., он предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает ширмой или просит ребенка отвернуться и отгадать, какой из них сейчас гремит или звенит.

2. Что за машина? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Игры, на формирование понятий

«тихо-громко», «далеко-близко» и «тембр голоса»

1. Взрослый показывает игрушку – котенка и просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как котенок мяукает близко (громко, а как – далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок должен отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Потом попросить ребенка мяукать по команде «Близко» или «Далеко».

2. Взрослый выставляет игрушки или картинки трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок должен отгадать и показать, какой из медведей мог так издавать звуки. Затем поменяться ролями с ребенком.

Игры, на развитие фонематического слуха

1. Взрослый показывает картинку и громко, четко называет: «Лук». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда назову правильно – хлопни в ладоши». Произносит: «Юк – люк – лук – йук – зюк – лук». Затем показывает картинку лампы: «Вампа – лямпа – уампа – гампа – лампа – йампа – зампа – лампа». А ребенок, услышав правильное звучание слова хлопает в ладоши.

2. Взрослый произносит слоговый ряд, например: на-на-на-па. Ребенок должен определить и сказать, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: на-но-на, ка-ка-ка-га, па-ба-па-па и т. д.

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на гласные

1. Ребенку выдается несколько разноцветных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, А, АУ, ИОУ, О и т. д. Ребенок должен отложить на столе столько кружков, сколько звуков было названо. И усложняя эту игру: заранее договориться с ребенком, какой гласный звук будет означать какой цвет, например, красный – звук А, желтый – звук У, зеленый – звук И. Сразу взрослый произносит сочетание из двух звуков: АУ, УА, УИ, затем по три звука: АУИ, АУА, ИУА, а ребенок должен разложить разноцветные кружки в заданной последовательности.

2. Взрослый читает слова, ребенок повторяет их и поднимает карточки со знаком «+», если заданный звук есть в слове, и знак «-«, если этот звук отсутствует. Сначала даются слова, где начальный гласный звук стоит в ударной позиции, затем слова с безударным первым гласным. Потом – слова с ударным гласным в середине слова.

3. Выделение гласного звука под ударением в начальной позиции. Взрослый называет слова, ребенок должен выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: искра, армия, обувь, астра, Оля, остров, ужинать, аист, утренник, иволга, область.

4. Выделение ударного гласного, стоящего в середине слова. Услышав слово, ребенок называет звук, стоящий в середине слова: нож, пух, сом, сам, кит, кот, мышь, пол, шум, рис, мыл, дочь, жук, рос.

5. Игра «Замени звук».

Взрослый называет слово, а дети должны заменить гласный звук в нем так, чтобы получилось новое слово: дом – дым, пил-пол, сон-сын, вал-бал, мел-мал, сок-бок.

6. Игра «Пальчики-мальчики»

Положи свою левую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков – 5 мальчиков. Нарисуй им личики и дай имена. В каждом имени должен быть звук [и]. (Денис, Игорь, Иван, Николай, Илья, Миша)

7. Игра «Пальчики-девочки»

Положи свою правую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков – 5 девочек. Дай им имена со звуком [и]. (Ирина, Инна, Нина, Людмила, Галина)

8. Игра «Части тела»

Назови части тела, в которых есть [у] (зуб, рука, ухо, губы, грудь, кулак, ступня).

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на согласные звуки

1. Выделение согласного звука из серии слогов. Взрослый называет цепочку из трех слогов с одним и тем же согласным звуком, например, та-то-ту. Ребенку необходимо выделить одинаковый звук, в данном случае Т.

2. Игра «Закончи слово»

Взрослый показывает картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Ребенок произносит слова за взрослым и выделяет тот звук, который он добавил. Например, ко, пау, вени… и др.

3. Игра «Найди общий звук»

Взрослый называет слова, например, со звуком С в конце слова: ананас, автобус, нос, волос, лес, квас, голос, и спрашивает ребенка, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.

4. Игра «Цепочка»

Взрослый называет слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

5. Игра «Пять»

Подобрать название пяти овощей, фруктов, ягод, цветов, профессий и т. д., которые начинаются на заданный звук (или заканчиваются).

6. Игра «Новые слова»

Из данных слов нужно получить новые путем замены одного звука:

• в начале слова: точка-дочка, ком-дом, балка-палка, день-пень, лук-сук, педаль-медаль, лак-бак, макет-пакет.

• в конце слова: сыр-сын, сук-суп, сон-сом, мак-мал, кот-кол, стоп-стол.

7. Игра «Птичка-словичка»

Сделать заготовку: нарисовать на картоне птичку в горизонтальном положении, чтобы хорошо видна была голова (начало слова, туловище (середина слова) и хвост (конец слова). Взрослый называет слово, делая акцент на определенном звуке, и предлагает ребенку определить положение этого звука в слове. Ребенок повторяет слово медленно и пальчиком ведет под птичкой. Ребенку более понятно, где слышится заданный звук: в начале, середине или конце слова.

Только ваша любовь, доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

Радуйтесь каждому успеху ребенка!

Публикации по теме:

Конспект ООД по патриотическому воспитанию «Первые ступеньки нравственности. Символы России» Тема: "Первые ступеньки нравственности. Символы России". ЗАДАЧИ: Обучающие: Помочь ребёнку приобрести чёткие представления о государственных.

Первые шаги к театру. Рекомендации для родителей В младшем дошкольном возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память,мышление, воображение и.

Рекомендации родителям «Письмо взрослым» Как часто в повседневной жизни мы видим равнодушие, непонимание, а, порой, и раздражительность родителей к своим, еще маленьким детям. ….

Проект «Ступеньки к школе» (для детей 7–8 лет) Участники проекта: Учителя – дефектологи: Лукьянова О. В. – руководитель проекта Жидовкина С. А. Воспитатели: Горева Е. А. Захарова О. А. Бабарик.

Программа кружковой работы с использованием методического пособия «Ступеньки к школе» МБДОУ детский сад «Малыш» Саратовская область с. Александров-Гай Программа кружковой работы с использованием методического пособия «Ступеньки.

Рекомендации родителям будущих первоклассников Рекомендации родителям будущих первоклассников. Вот и подросли мои малышки. Скоро им идти в школу. Что же хочется сказать родителям: основная.

Рекомендации родителям гиперактивных детей 1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте.

Рекомендации родителям «Изучаем посуду» Знает ли Ваш ребенок? Название предметов посуды и кухонной утвари; Историю возникновения посуды;.

Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе "Готовность ребенка к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой.

Рекомендации родителям тревожного ребенка Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Делайте ребенку как можно меньше замечаний, среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 22:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД