Марина Адамова
Рекомендация для родителей «Спортивные игры для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают участиев спортивных играх, к ним относятся – баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, футбол, хоккей, волейбол. Спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две команды называются командными спортивными играми.
Публикация «Рекомендация для родителей „Спортивные игры для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Освоение элементов спортивных игр составляет основу для дальнейших занятий спортом. Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется, но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Коротко охарактеризую каждую из игр.
Городки
Городки – спортивная народная игра, которая развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Для игры понадобится палка – бита длиной 50см. и городки (12-20см.). На земле чертят квадрат (1*1, это «город». Городки выстраивают в различные фигуры, каждая фигура состоит из 5
городков. На расстоянии 10 м. чертится линия кона. С этой линии дети бросают биты.
Дети по очереди бросают биты, стараясь выбить городки за пределы квадрата - города. Эта игра позволяет развить такие физические качества как: ловкость, меткость, скорость.
Подготовительные упражнения:
1. Держа палку вертикально в одной руке, подбросить и поймать её другой.
2. Правильно брать и держать биту поочерёдно то правой, то левой рукой.
3. Принимать правильное исходное положение для броска.
4. Имитация удара рукой в воздухе – взмах палкой в сторону -назад.
5. Удар битой по подвешенному мячу.
6. Бросок биты правой рукой на дальность.
7. Бросок биты левой рукой на дальность.
8. Бросок биты в цель (городок) – 2 м.
9. Бросок биты правой и левой рукой в 2,3, 4, 5 городков.
10. Бросок биты в цель – 3 м.
Бадминтон.
Игра проводится на площадке размером от 3,5 на 8 до 5 на 10 метров. Посередине на высоте 130 см натягивается сетка (или шнур). Игра длится 5 – 10 мин. Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попадавший допустил ошибку (дал упасть волану на свою площадку, отбил его за пределы площадки партнера или в сетку, ударил ободом ракетки, то подача переходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то попадавшему засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков (по договоренности). Игра может состоять и из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку очерчивают зону, за которую он не должен выходить, чтобы не мешать другим.
Подготовительные упражнения:
1. Обучение детей способу правильно держать ракетку.
2. Подбрасывание волана.
3. Жонглирование воланом.
4. Техника удара ракеткой справа, слева, над головой.
5. Подача волана.
6. Игра вдвоем.
Овладев элементарной техникой и правилами игры в бадминтон, дети могут играть в неё через веревку или сетку в помещении и на участке.
Игры :
1. «Попади в круг» – дети бросают воланы в обруч.
2. «Кто дальше» – дети с воланами и ракеткой стоят на одной линии и по сигналу посылают волан как можно дальше.
3. «Отрази волан» – дети стоят в кругу с ракетками, водящий в середине с воланом. Водящий бросает волан вверх, дети должны его отбить.
Футбол.
Для игры необходима площадка 30 на 15 м и футбольный мяч. Через центр площадки поперек её проводится линия. На торцевых сторонах стойками обозначаются ворота шириной 3-4 м. края площадки могут быть обозначены флажками : четырьмя угловыми и двумя средними.
В игре участвуют 2 команды по 5-7 игроков, включая вратаря. Один из игроков капитан. Капитаны бросают жребий, в результате один выбирает ворота, другой производит первый удар по мячу от центра поля в сторону команды противника. Игроки каждой команды стремятся серией передач подвести мяч к воротам соперника и забить гол. Задача противоположной команды – не пропустить мяч в ворота и перейти в атаку. Запрещается подставлять подножки, ударять игроков по ногам и толкать их руками, сильно отталкивать друг друга корпусом во время борьбы за мяч, отбирать мяч у вратаря. Игра длится 2 тайма по 15 минут.
Подготовительные упражнения:
1. Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.
2. То же с поворотами в стороны и кругом.
3. Подбивание мяча подъемом ноги.
4. Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м удобным способом.
5. Прокатывание мяча друг другу между предметами.
6. Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте 40-50 см.
7. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
8. Ведение мяча бегом в прямом направлении.
9. Ведение мяча змейкой.
10. Передача мяча друг другу ударом ноги.
Игры :
1. «Подвижная цель» – дети стоят по кругу, в кругу водящий. Дети передают друг другу мяч ногами, стараясь попасть в водящего.
2. «Гонка мячей» – все дети ведут мяч по сигналу до ориентира.
3. «Задержи мяч» – дети стоят в кругу, внутри защитник, он пытается задержать мяч, который передают друг другу ногами нападающие.
4. «Футболист» – перед ребёнком кладётся мяч и закрываются глаза. Он должен подойти к мячу и ударить по нему.
5. «Сильный удар» — трое детей делают сильный удар по мячу. Чей мяч дальше всех улетит.
6. «Попади в обруч» – дети делают по 3 удара правой и левой ногой, стараясь попасть мячом в обруч.
7. «Пингвины» – дети зажимают мяч между колен и бегут до ориентира.
Волейбол.
Для детского волейбола подойдет площадка 10 на 10м. волейбольная сетка или шнур натягивается на уровне вытянутых рук ребенка.
Мяч перебрасывается через сетку сразу или через пас, он не должен касаться сетки во время подачи, но это допустимо в процессе игры. Задача играющих – не дать мячу коснуться земли на своей половине, а передавать его так, чтобы он упал на половине соперника. При подаче и передаче мяч не должен улетать за границы площадки, в этом случае не засчитывается очко и подача переходит к другой команде. Очко засчитывается, если мяч, перелетев сетку, коснулся земли на половине противника. Игра идет до 5 или 10 очков, продолжительность – 15 – 25 минут (2-3 партии).
Подготовительные упражнения:
1. Отбивание мяча пальцами или ладонями о стену на расстоянии 1м от неё.
2. То же упражнение, но с продвижением вдоль стены приставным шагом вправо-влево.
3. Отбивание мяча о пол ладонями рук стоя на месте.
4. То же упражнение, но с продвижением вперед.
5. Отработка техники прямой подачи мяча: удар правой (левой - для леворуких детей) рукой – основанием ладони или сжатым кулаком.
6. Передача мяча в парах, на месте и в движении вперед приставным шагом.
7. Передача мяча друг другу верхней подачей (расстояние 2 м).
8. Перебрасывание мяча друг другу через сетку.
Баскетбол.
Баскетбол - это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.
С мячом диаметром 60-70 см дети играют с 3-4 лет, но в мини-баскетбол их можно обучать игре с 5-6 лет. Эти игры организуются на спортивной площадке размером 18 на 12 м, диаметр центрального круга для спорных бросков – 3 м, линия штрафного броска на расстоянии 3,6 м от щита, высота щита 2,6 м, нижний край щита на высоте 2,35 м от поверхности земли, размер щита 1,2 на 0,9 м, прямоугольник на щите размером 45 на 59 см, внутренний диаметр кольца 45 см, длина сетки 40 см, вес мяча 450-500 г, окружность – 60-73 см.
Обучение игре в мини-баскетбол, как, впрочем, и остальным спортивным играм и упражнениям, следует начинать с подготовительных упражнений, которые педагог организует по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их по предлагаемой схеме. Переходить от одного упражнения к следующему рекомендуется только после того, как оно освоено большинством детей группы.
Подготовительные упражнения:
Обучать детей правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;
Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением);
Ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон. При ловле научить детей правильному способу : встречать мяч руками как можно раньше, а как только мяч коснулся кончиков пальцев, схватить его и подтянуть к груди мягким движением ;
Бросать мяч в корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча ;
Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты : передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками. (Важно научить ребенка при ведении мяча накладывать кисть на мяч сверху и от себя, пальцы свободно расставлены, рука согнута.) мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой. На 2 шага приходится примерно один удар мячом.
Игры :
1. «За мячом» – дети стоят в колонне по одному, мяч передают друг другу, первый переходит в конец колонны. Играют две команды.
2. «Поймай мяч» — двое детей перебрасывают мяч друг другу. А третий пытается отнять у них мяч.
3. «Кого назвали, тот ловит мяч» — воспитатель подбрасывает мяч вверх и называет имя ребёнка, который должен поймать мяч.
4. «Мяч ведущему» — дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч каждому игроку и получает его обратно.
5. «Передал – садись» — дети стоят в колонне, воспитатель с мячом в руках напротив. Воспитатель бросает мяч первому игроку, он передаёт мяч обратно и приседает. И так всем остальным.
6. «Выбивалы» – дети делятся на две команды: одни выбивают, другие стоят в кругу.
Хоккей
Хоккей командная спортивная игра. Предпочтительно играть в хоккей на небольшой площадке (20x10 м, у торцовых сторон ворота шириной 1.5 м. Играют две команды по 6 человек. Игра состоит из 2 таймов по 10 мин. перерыв между ними 5 мин. Правила игры в хоккей простые : перебрасывать шайбу только клюшкой; запрещаются подножки, хваты руками, нельзя толкать друг друга. Одежда детей при игре в хоккей должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.
Подготовительные упражнения:
1. Перекладыватьклюшку из одной руки в другую.
2. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы.
3. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать ее.
4. Обводить шайбу клюшкой вокруг предметов.
5. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева.
Игры :
1. «Салочки» – у водящего мячик и клюшка, он должен ударить по мячу так, чтобы он догнал любого из играющих детей, которые бегают по площадке.
2. «Игра с мячом» – дети стоят по кругу с клюшками, в центре водящий, который пытается выбить мяч за пределы круга.
3. «Гонка с шайбами» – 4-5 детей с шайбами и клюшками бегут до ориентира и возвращаются обратно.
4. «Сбей кеглю» – дети стоят за чертой с шайбами и клюшками, на расстоянии 5-6 м. Стоят кегли, которые по команде воспитателя надо сбить.
Настольный теннис
Для игры в настольный теннис требуется теннисный стол, ракетки, мяч. В игре принимают участие двое или четверо детей. Играть в настольный теннис детей учат в такой последовательности: держание ракетки, знакомство с исходным положением, перемещением, ударами, подачами.
Подготовительные упражнения:
1. Удерживание мяча на ракетке.
2. Ходьба с удерживанием мяча на ракетке.
3. Отбивание мяча.
Используемая литература:
1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., "Просвещение", 1973. 288 с. с ил.
3. Шебеко В. В., Ермак Н. Н., В. А. Шишкина. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2 – е изд. –М. : Издательский центр «Академия», 1997. -192 с.