МААМ-картинки

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей

Цурова Галина
Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей

Релаксация в школе как неотъемлемая часть

сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

В современном, динамичном мире, изменения, происходящие практически во всех сферах нашей жизни, зачастую негативно отражаются на психологическом здоровье детей.

Публикация «Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей» размещена в разделах

Количество детей нуждающихся в коррекционной помощи растет. Безусловно, эта проблема носит комплексный характер. Увеличивается комплекс школьных нагрузок, который, в свою очередь является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений; завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов; темп современной жизни – все это лишь незначительная часть того, с чем ежедневно приходится сталкиваться современному школьнику. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов.

Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.

Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.

Кроме того, все чаще психологи, педагоги, родители отмечают такое явление как школьный невроз. К счастью, в большинстве случаев расстройство у школьников носит обратимый характер. Для родителей, педагогов и школьных психологов это должно служить главным сигналом возможных проблем психического состояния ребенка в отсроченном периоде.

В последнее время особо часто пишут о здоровом образе жизни : правильном питании, экологии, необходимости физических нагрузок. Безусловно, это важные составляющие жизни. Но не все придают значение тому, что причины недугов часто кроются в другом : отношении к различным событиям, переживаниях, страхах, то есть в психологических факторах. Уделять внимание психологическому здоровью ребенка, не менее важно, а возможно, даже более важно для полноценного развития. По нашим наблюдениям и обратной связи от родителей, мы можем говорить о том, что в современных школах укреплению и сохранению психологического здоровья уделяется недостаточно внимания. Как итог, у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства : отсутствие концентрации внимания, усидчивости, гиперактивность, расторможенность поведения.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье. Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно выделить такие качества как творчество, жизнерадостность, любовь к своему делу, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром. [1, с. 434]. Ни эти ли составляющие личности детей должна поддерживать и развивать современная школа?

Принимая во внимание проблему современных детей, в нашем образовательном учреждении мы стараемся уделить особое внимание деятельности направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья. Педагоги - психологи стараются уделять особое внимание новым методам и практикам в этом направлении.

Как показывают последние исследования в области психологии и педагогики, современные специалисты обязаны иметь в своем рабочем арсенале упражнения релаксационного и медитативного характера. Важно понимать, что релаксация не ограничивается расслаблением мышц тела. Навыки саморелаксации, а также умение восстанавливать не только физические, но и психологические ресурсы в короткие сроки крайне востребованы в современных условиях.

Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей работе и разработавшими свои техники, были американский психолог Э. Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И. Шульц. Методы и техники мышечной релаксации являются наиболее ранними в телесно-ориентированной психотерапии, до сих пор оставаясь ее основными методами.

Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – как специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник появился за рубежом еще в 30-40-х гг. ХХ века.

Также, в последнее время психологи, педагоги, специалисты помогающих профессий уделяют особое внимание направлению майндфулнес (mindfulness) - практике осознанности. Этот метода и техники хорошо зарекомендовали себя в исследовательских центрах по всему миру. Следует сказать, что изначально майндфулнес был придуман как метод когнитивно-поведенческой психотерапии.

Такие методы позволяют успешно справиться с тревогой, стрессом, упадком сил. Эти практики опираются на когнитивную терапию на базе осознанности (mindfulnessbased cognitive therapy, MBCT). В книге Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире», авторы пишут, что техника признана одним из предпочтительных методов лечения, рекомендованных Национальным институтом здравоохранения и совершенствования медицинской помощи Великобритании. Техники основаны на медитации, которая в свою очередь помогает предотвратить ситуации, когда нормальные чувства тревоги, усталости и печали перерастают в продолжительные приступы подавленности, морального истощения.

В книге Тхить Нят Хань «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» также отмечается, что осознанная внимательность развивает в детях чуткость, познавательное и эмоциональное восприятие, межличностное сознание и навыки.

Также, на занятиях с детьми мы используем упражнения образовательной кинесиологии. Такие упражнения облегчают все виды обучения, повышают умственную работоспособность и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов. Педагоги отмечают, что после комплекса таких упражнений у детей улучшается мыслительная деятельность, повышается устойчивость внимания, облегчаются процессы чтения и письма.

Таким образом, в своей работе с детьми 6-12 лет мы проводим интегрированные занятия, совмещая несколько подходов и методов направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Такие занятия проходят 2 раза в неделю и, принимая во внимание положительный эффект, мы считаем необходимым продолжить работу в данном направлении, внедряя новые релаксационные, медитативные техники и кинесиологические упражнения.

Мы можем рассматривать внедрение методов и практик, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся как одну из важнейших форм эффективного решения актуальных проблем современной образовательной системы.

Самое время вспомнить слова Рэйчел Коуплан, консультанта по вопросам семьи: «Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».

Список литературы.

1. Букреева Е. А., Долгих С. П. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 433-436.

2. Тхить Нат Хань. Семена внимательности. Практики осознанности для детей. М. : Издательство: "Ориенталия" 2018. — с. 16.

3. Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная кинесиология М. : Литературная учеба, 2016, - 72.

Публикации по теме:

Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Цели и задачи: - Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для.

Консультация «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить.

Кинетический песок для сохранения психологического здоровья детейКинетический песок для сохранения психологического здоровья детей Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ. Тема: Кинетический песок как инновационный материал для сохранения психологического.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Человек не осознает что он дышит,.

Нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья в младшем возрасте Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.

Нравственно-патриотическое воспитание как неотъемлемая часть воспитательного процесса Нравственно - патриотическое воспитание Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими.

Психолого — педагогическая помощь родителям в вопросах охраны и укрепления психологического здоровья детей МДОУ-ЦРР-ДС №26 г. о. Жуковский Московской области. Реализация инновационного проекта «Психолого – педагогическая помощь родителям (законным.

Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе муз. деятельности Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе музыкальной деятельности в детском.

Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что.

Зрительная гимнастика является одним из направлений сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз -это залог хорошего зрения. Это тренировочная основа профилактических действий для мышц органов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей
Опубликовано: 17 октября 2018 в 10:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД