Светлана Деева
Решение проблемы преемственности детского сада и школы посредством обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования.
Проблема обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Дошкольное образование проживает переходный период от ФГТ к структуре общеобразовательной программы к ФГОС ДО. Этот период дает нам возможность обдумать дальнейшую свою педагогическую деятельность при совместной работе с детьми. Изучив внимательно ФГОС ДО, пришли к выводу, что содержание образовательная деятельности в детском саду должно быть направлено на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования. Одной из таких характеристик, которая служит предпосылкой для перехода на следующий уровень начального образования, является обучение ребенка грамотности. Вопрос подготовки дошкольников к обучению грамоте является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Занятия, знакомящие детей дошкольного возраста с основами грамоты необходимы. Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия. Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Публикация «Решение проблемы преемственности детского сада и школы посредством обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Старшая группа
- Темочки
Начиная обучать дошкольников чтению и письму, необходимо отказаться от заучивания букв и тренировок их написания, а вместе с ними войти в волшебный мир звуков родного языка. В игре со словом малыш учится его слышать, произносить звуки, управлять своим артикуляционным аппаратом. А уж затем приходит самостоятельное чтение.
Чтение - сложный синтетический навык, который включает в себя более простые знания и умения. Для того чтобы дети эффективно, без больших затруднений овладели чтением, им необходимо: уметь распознавать звуки речи, правильно их произносить, выделять из речевого потока, устанавливать последовательность звуков в слове, давать им характеристику (гласный звук или согласный, согласный твердый или согласный мягкий, знать буквы и соотносить их с соответствующими звуками речи. Изучаемый материал на занятиях вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. Для работы над связной речью очень важно использовать сюжетные картинки. Детям предлагается пересказать прослушанную историю или составить свой рассказ по картинке. Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.
Таким образом, на современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является : развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности. И очень важно, чтобы реализация цели и задач обучения грамоте решались детским садом и школой сообща.
В преемственности обучения грамоте дошкольного учреждения
и школы существует ряд проблем : нестыковка программы старшей группы детского учреждения и первого класса; незнание уровня интеллектуального развития каждого ребенка; отсутствие взаимодействия учителя с родителями будущих первоклассников. Избежать этих проблем поможет изучение теоретических основ преемственности обучения грамоте в работе учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, корректировка программы старшей группы, а также формы взаимодействия школы и дошкольного учреждения. Учителям необходимо составить методические рекомендации для работников дошкольных учреждений, посещать занятия грамоты в данной группе, наблюдать за детьми на занятиях и в свободном общении. Важно узнать, какие приемы использует воспитатель, как он организует детей, на чем основывается контакт с детьми. Учителю необходимо посетить собрание родителей детей старшей группы, обратить их внимание на важность развития памяти, мышления, внимания при подготовке к школе. Ведь готовность ребенка к школе — это не только навыки письма, чтения, но и достаточно развитый интеллект, умение слушать и рассуждать. Только кро-потливая целенаправленная работа учителей начальных классов во взаимодействии с воспитателями дошкольных учреждений позволит решить проблему преемственности в обучении грамоте.