Анастасия Соловьева
Решение задач по физической культуре на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В детских садах закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Программа воспитания предусматривает умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется как на физкультурных, так и на музыкальных занятиях. Существует тесная взаимосвязь музыки и физкультуры. Большинство движений, на которых построена музыкальная игра или пляска - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются как на музыкальных занятиях, так и на занятиях, по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т. е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влия-ет и на физическое развитие детей.
Публикация «Решение задач по физической культуре на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Для того чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыкальной игры, пляски.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется через пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах и движение.
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях выражается через ритмику (обязательный компонент занятия, танцы и подвижные игры.
Каждое занятие начинается с ритмики или разминки. Ритмика – система музыкально-двигательных упражнений, которые имеют цель активизировать музыкальное восприятие детей через движение. На этом этапе включаются движения из области физкультуры (разные виды ходьбы, бега, прыжков, перестроений, из области танца (народного, бального и т. д.). Благодаря ритмике постепенно движения совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует укреплению здоровья детей. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм, темп. Так как упражнения выполняются всем коллективом и часто требуют четкого взаимодействия всех участников, у детей развивается внимание, вырабатывается активное торможение (дети постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и т. д.).
После ритмики необходимо сделать «перерыв». Следующим этапом являются распевка и пение, за которыми следуют танцы или музыкально- подвижные игры. В танцах чаще всего используются те движения, которые отрабатывались во время ритмики. Но теперь они должны выполняться выразительно и эмоционально. Таким образом, без правильного четкого выполнения конкретного движения, например легкого бега, не получится выразительности. Музыкально-подвижные игры дают возможность детям легко перевоплощаться в образ и эмоционально, с интересом выполнять даже очень сложные упражнения.
Заканчивается занятие дыхательной гимнастикой (восстановление ды-хание после физических нагрузок).
На музыкальных занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребенка. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. Обязательным является чередования физических нагрузок и отдыха.
Ниже в таблице рассчитано общее время двигательной активности и отдыха на музыкальных занятиях в разных группах.
Группа продолжи-тельность занятия двигательная активность «отдых»
1 младшая 15 минут 12 минут 3 минут
2 младшая 15 минут 10 минут 5 минут
средняя 20 минут 13 минут 7 минут
старшая-подг. 30 минут 18 минут 12 минут
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны.
Таким образом, на музыкальных занятиях решаются проблемы не только развития творческой личности, но и укрепления здоровья детей.