МААМ-картинки

Республиканский природоохранный социально-образовательный проект для 5–11 классов «Молодые защитники Природы»

гульназ пинигина
Республиканский природоохранный социально-образовательный проект для 5–11 классов «Молодые защитники Природы»

С целью формирования у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитания культуры природолюбия, создан республиканский природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы», в котором приняла участие руководитель экологического клуба «Эндемик» МБОУ «ООШ» пгт Парма, учитель географии и биологии Пинигина Гульназ Гизаровна

ПОЛОЖЕНИЕ

Публикация «Республиканский природоохранный социально-образовательный проект для 5–11 классов „Молодые защитники Природы“» размещена в разделах

о природоохранном социально-образовательном проекте

«Молодые защитники Природы» по формированию у учащихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия (5 – 11 классы)

Актуальность Проекта

Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка и подростка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Формирование у детей и подростков экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментариев экологического образования и воспитания учащихся общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего и (или) среднего общего образования, как части патриотического воспитания, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы».

Проект «Молодые защитники Природы» является следующим за экологическими природоохранными социально-образовательными проектами «Эколята – Дошколята» (дошкольные образовательные организации) и «Эколята» (1-4 класс) этапом общего процесса формирования экологической культуры учащегося.

Природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в средних и старших классах школ российских регионов.

Цель Проекта

Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

Задачи Проекта

• дать учащимся общеобразовательных организаций знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;

• способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;

• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;

• расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей;

• помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта

В рамках Проекта с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Учащимся 5 – 11 классов предлагается во время обучения в школе стать участниками проекта «Молодые защитники Природы».

Каждому члену Проекта вручается Свидетельство и Знак «Молодой защитник Природы».

С 5 по 11 класс реализуется программа по развитию природоохранной и экологической деятельности, формированию экологической культуры и культуры природолюбия учащегося.

К 14 годам подросток становится гражданином, ему вручается паспорт. К этому возрасту у подростка формируется гражданская позиция по отношению к природе родного края, как части природного наследия страны.

Во время вручения общегражданского паспорта подросток может принести Клятву гражданина России по сохранению природы своей малой родины (на верность Родине).

В Клятве говориться, что он, как гражданин России, обязуется беречь природу своей родины как части национального природного наследия и достояния своего государства, которое необходимо сохранить и передать будущим поколениям.

После Клятвы учащемуся вручается Диплом «Защитника природы своей малой Родины».

Особенностью Проекта «Молодые защитники Природы является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности и формирования у подростка культуры природолюбия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка и подростка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С учащимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг общеобразовательных организаций, рисование и т. д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Для каждой возрастной группы учащихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию учащегося.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;

• повышение общей культуры;

• формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

• развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

• расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.

Задачи Проекта решаются путём :

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования;

• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления учащимся возможности общения со своими сверстниками из других общеобразовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории общеобразовательных организаций любого региона Российской Федерации.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у учащихся.

Исполнительными структурами по развитию Проекта «Молодые защитники Природы» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

Проект «Молодые защитники Природы» базируется на:

• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования учащегося, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса общеобразовательной организации, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;

• использовании в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Молодые защитники Природы»;

• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Молодые защитники Природы», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у подростка культуры природолюбия;

• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;

• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;

• предоставлении учащемуся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.

Проект «Молодые защитники Природы» с целью формирования у учащихся средних и старших классов культуры природолюбия предусматривает :

• использование в общеобразовательных организациях учебного пособия «Молодые защитники Природы»;

• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Молодые защитники Природы»;

• использование в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;

• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;

• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание разнообразных игровых комплексов и программ для общеобразовательных организаций, а также для организации занятий в семье;

• разработку специальных элементов оформления помещений в общеобразовательных организациях;

• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;

• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах;

• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;

• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации;

• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих к общеобразовательным организациям территорий для проведения в рамках Проекта занятий с учащимися;

• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Проект «Молодые защитники Природы» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание учащихся в школе и в семье, направленное на развитие у них культуры природолюбия.

Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Молодые защитники Природы» :

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

• добровольность в сознании и действиях учащегося при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.

Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Молодые защитники Природы» :

• урок;

• тематическое занятие;

• чтение;

• беседа;

• наблюдение;

• обсуждение;

• прослушивание тематических рассказов и отрывков из литературных произведений;

• задание;

• игра;

• просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма;

• просмотр фрагментов телевизионной передачи;

• просмотр тематического мультипликационного фильма;

• прослушивание радиопередачи;

• викторина;

• конкурс;

• тематическое оформление классов и помещений;

• встреча;

• утренник;

• прогулка;

• работа на природе;

• проведение опыта;

• экскурсия;

• поход;

• акция;

• тематическое мероприятие.

Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Молодые защитники Природы» :

• учебное пособие «Молодые защитники Природы»;

• учебники и учебные пособия;

• различные тематические книги;

• хрестоматии;

• рабочие тетради и дневники;

• альбомы и тетради для раскрашивания;

• наглядные и раздаточные материалы;

• журналы и газеты;

• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

• энциклопедические и справочные издания;

• аудио и видеоносители информации;

• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• элементы мультипликации и диафильма;

• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

• театральные постановки, их фрагменты и элементы;

• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;

• музеи и картинные галереи;

• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

• опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории;

• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Молодые защитники Природы» (с учетом возрастных характеристик) :

«Природа вокруг нас»;

«Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

«Времена года»;

«Время суток»;

«Животные и растения»;

• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

«Человек не может жить без Природы»;

«В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

«Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

«Помоги Природе, помоги своему другу!»

«Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

«Сохрани Природу от пожара»;

• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

«Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик) :

• Будь аккуратен с Природой

• Береги Природу

• Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе

• Умей гулять на Природе

• Дружить с Природой

• Единство Человека и Природы

• Жалеть Природу

• Заботиться о Природе

• Исследовать, изучать Природу

• Красная книга

• Любить Природу, любоваться Природой

• Многообразие Природы

• Наблюдать за Природой

• Ответственность перед Природой

Природолюбие

• Радоваться вместе с Природой

• Сохранить Природу

• Трудиться на благо природе

• Уважать Природу

• Фантазировать вместе с Природой

• Ходить в гости к Природе

• Ценность Природы

• Чудеса Природы

• Шёпот Природы

• Щедрость Природы

• Экология

• Юный натуралист

• Явления природы

https://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/polozhenie/

Публикации по теме:

Образовательный проект «Рождество Христово» для 2–4 классовОбразовательный проект «Рождество Христово» для 2–4 классов Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№6» Образовательный проект: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» Возраст.

Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы»Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы» Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, благодаря тому, что данная активность.

Презентация «Эколята — молодые защитники природы» 1 слайд:В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека.

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — друзья и защитники природы» Коваленко С. В., воспитатель, г. Усть-Лабинск. Название проекта: «Эколята-друзья и защитники природы». Номинация проекта. Природоохранная.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Молодые родители» Проект Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 35 «Вырастайка» «Молодые родители».

Развлечение в подготовительной группе «Эколята — молодые защитники природы» Сценарий развлечения "Эколята - молодые защитники природы". Цель: Повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.

Сценарий праздника «Эколята-молодые защитники Природы» СЦЕНАРИЙ 2018 праздника «Эколята-Молодые защитники Природы»-2018 Ведущий: Мы приглашаем вас пройти и посмотреть, что же растет на участке.

Социально — образовательный проект «Танцующие краски» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Модернизация системы дошкольного образования определили необходимость активизации системы взаимодействия дошкольного.

Стенгазета «Эколята — молодые защитники природы»Стенгазета «Эколята — молодые защитники природы» 21 век ознаменуется глобальной проблемой - экологической. Главная цель всего человечества на данный момент заключается в защите, охране.

Презентация «Эколята — молодые защитники природы» «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа» Систематические наблюдения в природе учат детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Республиканский природоохранный социально-образовательный проект для 5–11 классов «Молодые защитники Природы»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 00:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД