Татьяна Щипачёва
Ресурсы дополнительного образования для формирования естественнонаучной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данной статье описывается использование имеющихся ресурсов дополнительного образования, применяемых в практической деятельности педагога при реализации им сетевой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы экологического клуба «Зелёный лес». Функциональная грамотность представлена в статье одним из её компонентов естественнонаучной грамотностью. Автор раскрывает свои идеи и пути их воплощения в своей профессиональной деятельности и надеется, что её опыт будет полезен коллегам.
Ключевые слова:
Публикация «Ресурсы дополнительного образования для формирования естественнонаучной грамотности» размещена в разделах
Естественнонаучная грамотность, интерактивное оборудование, проект, эксперимент, опыт, человеческий ресурс.
Основополагающим фактором формирования функциональной грамотности является умение и способность применять обучающимися полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Научить ребят решать поставленную учебную задачу и действовать в соответствии с реальными обстоятельствами – вот то, в чём я вижу основное назначение своей деятельности. В этом плане дополнительное образование располагает рядом существенных и необходимых ресурсов. В своей программе экологического клуба «Зелёный лес», я постаралась использовать все имеющиеся у меня возможности по формированию естественнонаучной грамотности и развитию социальных навыков детей, способствующих в дальнейшем их своевременной адаптации в обществе.
Используемые ресурсы :
- природные;
- материально-технические;
- информационные;
- внешние;
- человеческий ресурс.
Природные ресурсы все то, что дает человеку окружающая среда.
1. Туристский маршрут «Люби и знай, петровский край», с разработкой вадемекума (путеводителя, который стал победителем отборочного тура Всероссийского конкурса «ПРО-ТУРИЗМ» и опубликован на сайте https://школьныйтуризмроссии. рф/
Проект направлен на изучение истории села, трудовой деятельности, быту и культуре односельчан, помогает исследовать природу края, концентрируя внимание на изучении особенностей, обусловленных местонахождением объектов в границах Петровского сельского поселения вдоль туристского маршрута.
В результате реализации проекта, обучающиеся смогут удовлетворить познавательный интерес к истории родного края, пообщаться с природным миром, укрепить здоровье. Во время путешествий у детей развивается речь, коммуникативные навыки, память, мышление и творческая фантазия, они становятся более общительными, а это залог успешной учебы и профессионального роста во взрослой жизни.
2. Исследовательская деятельность: проект: «Причины заболачивания земель села Петровка», направлен на решение одной из главный экологических проблем нашего села – проблему высокого уровня грунтовых вод, которая приводит к заболачиванию и засолению земель. Система заданий включает описание реальной ситуации в проблемном ключе.
Задания по проекту формируют и оттачивают у ребят определё нные умения и навыки:
-определение кислотности исследуемой почвы (вырабатывает умение обращаться с различными химическими реагентами, использовать лабораторное оборудование);
- анкетирование жителей села (развивает навыки социального взаимодействия);
- откачка воды из колодца центробежным насосом типа Г2-ОПА (совершенствует навыки работы с техническими устройствами);
- принимая участие в замерах (формирует навыки систематизации и обобщения материала, умение критически оценивать информацию).
3. Экспериментальная и опытническая работа:
Постановка естественнонаучных опытов, направленных на проверку научных гипотез, формирует у ребят :
- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, а так же умение прогнозировать;
- использовать не стандартные решения в трудных ситуациях;
- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и собственных исследований.
4. Проект «Школьный краеведческий музей»
Способствует воспитанию ряда важных качеств личности: развивает нравственную культуру, способствует воспитанию исторического и национального самосознания, формирует эстетическую культуру, помогает становлению духовной личности ребёнка. Благодаря реализации проекта средствами музейной педагогики у ребят происходит формирование компьютерной, коммуникативной, информационной, общественно-политической грамотности.
5. Проект «Экологическая тропа»
Данный проект предполагает создание троп на пришкольном участке, несущих на себе определённую смысловую нагрузку. Важнейшим качеством экологической тропы является её информативность. Натуральные объекты, расположенные на экологической тропе должны выступать источником познавательной информации.
Экскурсии на экологической тропе способствуют развитию у детей наблюдательности, аналитического мышления, восприятию окружающего мира, раскрытию творческого потенциала, формирует мировоззрение, способствует развитию экологической культуры школьников.
Материально-технические ресурсы
1. Проект «Школьный экологический музей» предполагает собой наличие 2х помещений с расположенными в них экспозициями (включающими более 400 экспонатов) :
- «Опалённые войной»;
- «Русская изба»;
- «Ими гордится Петровка»;
- «Село моё родное».
2. В эксперименте: «Определение микроклимата в помещениях».
Применение портативной метеостанции в процессе исследования оптимизировало и обогатило образовательный процесс, сделало его более гибким, повысило его качество. Применение на занятии интерактивного оборудования помогает расширить информационные возможности учебного материала и как следствие повысить интерес к предмету.
3. Опыт «Особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружение пыльцы на цветках». Использование лупы и микроскопа развивает навыки работы с оптическим оборудованием, делает процесс обучения более эффективным.
4. Опыт «Определение плотности различных предметов». Предполагает использование лабораторного оборудования, химических реактивов, что в свою очередь формирует у ребят определё нные навыки: умение прогнозировать, проектировать, фиксировать результаты, делать выводы.
5. Практическое задание «Оказания первой помощи при раневых
инфекциях». Предполагает собой использование перевязочного материала, лекарственных средств, а так же средств личной гигиены, формирует умения для оказания первой доврачебной помощи.
Внешние ресурсы предполагают связи с партнё рами:
При реализации проекта «Люби и знай петровский край» :
- Администрация Петровского сельского поселения, в лице её главы Шнайдер Светланы Александровны организует встречи ребят в сельском Совете, с привлечением кадров из организации в рамках сетевого взаимодействия.
- Конно – туристический клуб «Талисман», в лице директора Токовой И. А. является базой для проведения экскурсий, а так же катания на лошадях.
- Муниципальное бюджетное учреждение «Петровская СОШ №1» организует экскурсию в школьный краеведческий музей, выездную экскурсию для обучающихся в конно-туристический клуб «Талисман».
При реализации проекта «Школьный краеведческий музей» :
- Отдел истории и краеведения Омского муниципального района. Районным отделом истории и краеведения организуются выездные практические занятия для общения и знакомства в рамках реализации модуля «Экологический музей и его назначение», предполагается проведение экскурсий, мастер-классов, тематических встреч с привлечением кадров из организации сетевого взаимодействия.
При реализации проекта «Экологическая тропа» :
- Главное Управление лесного хозяйства Омской области, которое является базой для проведения практических занятий, участие обучающихся в форумах, слетах и летних профильных сменах.
Подгородный лесхоз проводит экскурсии по дендропарку. В качестве аддендума так же предоставляет площадку для опытнической и исследовательской деятельности обучающихся.
С данными организациями заключены официальные договора о сотрудничестве и взаимодействии.
Информационные ресурсы к которым можно отнести различные социальные сети, интернет сообщества, СМИ, поисковые системы, тематические сайты, просмотры занятий в режиме видеоконференцсвязи, хранилища ПО с возможностью скачивания, образовательные платформы, позволяют:
– организовать поиск и обработку информации, необходимой для выполнения учебных задач;
– обеспечить деятельность по реализации медиаобразовательного потенциала в образовательной деятельности;
– создать условия для взаимодействия социальных партнеров.
Человеческий ресурс. Кадровый потенциал представляется мне одним из важнейших. Он предполагает наличие квалифицированных и мотивированных сотрудников, способных эффективно выполнять свои обязанности и привносить новые идеи и инновации. Когда педагог в ресурсе, он готов свернуть горы, для него нет непосильных задач, и при этом он излучает положительную энергию, заряжая ею.
Литература:
1. Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологического клуба «Зелёный лес».
2. Естественно-научная грамотность (методические рекомендации) https://skoshi-bal.nobl.ru/documents/active/116313/