Любовь Лысенкова
Результаты педагогической деятельности «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работая по теме «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» основной целью я определила: развитие речи детей в театрализованной деятельности.
Речь – величайшее богатство, данное человеку.
Публикация «Результаты педагогической деятельности „Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
В своё время Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница»
Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Актуальность:
Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Были поставлены задачи:
-пополнять и активизировать словарь детей;
-вести работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;
-совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
-развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий;
Прежде чем приступить к постановке сказок, необходимо было провести подготовку к театрализованной деятельности.
Подготовка проходила в несколько этапов, были поставлены следующие задачи:
-умение внимательно слушать произведения;
- развивать эмоциональное восприятие произведений;
-умение делиться своими впечатлениями от прочитанного;
- воспитывать умение отличать добра от зла.
Данную работу начала проводить с детьми среднего дошкольного возраста.
В начале я старалась выразительно прочитать произведение, затем проводили по нему беседу, стараясь выяснить не только понимание, но и отдельные средства выразительности. Например, при чтении стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении использовался весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Необходимо было понять, что чувствует ребенок, слушая произведение.
Как писал В. А. Сухомлинский: " Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит,что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу. "
Именно поэтому были поставлены две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации.
Например, при чтении отрывка из сказки, спрашивала: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете? Или при рассматривание иллюстраций с лисой, спрашивала: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определенный образ.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках.
(«Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?») После беседы о прочитанном и подобных упражнений снова возвращались к тексту, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов.
Когда текс хорошо будет усвоен, приступаю к обучению детей мимики, жестов. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
Например, после прослушивания музыкальных записей русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашиваю детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», прошу показать данный образ в движении. Затем предлагаю загадать загадки друг другу, имитируя движения различных персонажей. Наблюдая с детьми за исполнителями, обращала их внимание на различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Ирины?» и т. д.)
При обучении детей средствам выразительности использовала знакомые и любимые сказки. Вначале фрагменты из сказок использовали как упражнения.
Например, предлагала детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз я старалась усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.
Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми усваивались.
Но никогда не нужно обращать внимание детей на то, у кого получается лучше, а у кого хуже, иначе ребенок не захочет участвовать в инсценировке. Например, говорю, что у Кати очень хорошо получаются движения лисы, она немного поучится говорить так ласково и хитро, как лиса, и в следующей постановке она будет исполнять роль лисы.
В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовала более сложные упражнения. Например, предлагала произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).
Прежде чем предложить какое - либо задание детям, неоднократно упражнялась сама, потому что интонация голоса воспитателя - образец для подражания.
Вначале разыгрывали небольшие сценки, например, предлагалось изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.
Большой интерес к театрализованной деятельности сыграли посещения театров приезжих артистов.
Театр-это всегда сказка, чудо, волшебство. Но никакой спектакль не найдет отклик в сердцах зрителей, если не будет понята и выразительна речь, дикция, пластика.
Постепенно мы подошли к постановке сказок.
В старшей группе использовались такие приемы:
-выбор детьми роли по желанию;
-назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (каждому ребенку достается карточка, на которой схематично изображен персонаж);
Большая работа ведется по подбору и созданию костюмов.
Костюм, ярко выражающий облик и характер героя, помогает гораздо полнее, эмоциональнее раскрыть художественный образ.
Родители охотно вызываются шить костюмы. Если были затруднения, к нам всегда на помощь приходила кастелянша.
Декорации рисовал папа Марка Брыля.
За три года выступлений мы с детьми оформили альбом «Театр наших детей». Вспоминаем выступление детей, делимся яркими впечатлениями.
Большую помощь родители и дети оказывают в оснащении педагогического процесса, принимают участие в пополнении пальчикового, теневого и настольного театра. Ведь участие в таких театрах тоже развивает эмоциональную выразительность речи, умение голосом передать характер и поведение героев. Вот так в разнообразных формах и подходах к постановке представлений выявляются и развиваются необычные,творческие способности детей.
Главное в работе с детьми это увидеть, заметить, поддержать, раскрыть в них творческие способности и по возможности развить их.
Подводя итоги, видишь результат своей работы.
Например, когда-то плаксивая Юрковец Саша превратилась в очень эмоциональную девочку, с хорошей памятью, которая без затруднений может сыграть даже роль взрослого. Марк, который был очень не внимательным, не усидчивым, сыграл в открытых занятиях главную роль.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
-единства социально-эмоционального и коллективного развития;
-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными средствами выразительности;
-наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Делая самоанализ своей работы, отмечаешь, что было хорошо и чего нужно добиться.
И вот какие я для себя сделала выводы:
больше проводить работу с застенчивыми детьми, используя все методы и приемы, чтобы каждый ребенок имел желание участвовать в театрализованной деятельности.
Больше уделять индивидуальной работе с детьми.
Вести постоянную работу по развитию творческих способностей детей, чтобы в каждом ребенке пробудить способность чувство эмпатии: сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Чуткость, восприимчивость к красоте в это время глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту.
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.
Ведь какими мы вырастим наших малышей, такое будущее нас ждет.
Очень сложно было распределение положительных и отрицательных ролей, потому что почти все дети хотели играть положительных персонажей.
Я старалась донести до детей то, что все: и взрослые, и дети - артисты и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.
С застенчивыми детьми я использовала любую возможность по развитию такого качества, как уверенность в себе. Старалась, чтобы дети больше участвовали в праздниках и развлечениях, конкурсах, в концертах для родителей. Этим самым был накоплен опыт выступления.
В средней группе провели открытое занятие для родителей и сотрудников детского сада «Ждем гостей».
И дети, и родители приняли бурное обсуждение. Настолько ярко и эмоционально прошло это занятие.
Затем совместно с родителями организовали вечер «В гостях у сказки». Участвовали все дети и несколько человек родителей. И дети, и родители показывали отрывки из знакомых сказок. Затем дети обсуждали выступление родителей, а родители дали оценку детям. Детям было очень интересно.
В течение всего года мы в свободное время заучивали потешки, поговорки, скороговорки. В старшей группе перед детьми ставились более сложные задачи. Дети самостоятельно распределяли роли, принимали участие в обсуждении характеров героев. Очень часто мы показывали сказки для малышей. Роли исполняли эмоционально, выразительно, потому что они хотели, чтобы малышам понравилось. Совместно с родителями провели такие вечера, как «Любимые сказки», «Смешные истории», «Здравствуй сказка».
В старшей группе провели открытое занятие «В гостях у Мухи-Цокотухи».
Дети показали все свои способности и умения. Гости остались очень довольными, отметили артистичность речи, доброжелательное отношение
друг к другу.
Костюмы и декорации готовили вместе с родителями, активное участие принимали и дети.
Большое внимание уделялось сказкам, придуманными самими детьми, потому что такие постановки развивают мышление, память, фантазию детей. Дети чувствуют себя более свободно.
Так же совместно с родителями были проведены такие тематические вечера: «Театральные встречи», «В гостях у сказки», «Невероятные истории». Такие тематические вечера сближают родителей и детей, они являются равноправными участниками.
Старалась привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.
Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
В работе с родителями отвожу особое место. Стараюсь каждому рассказать, что может сделать именно их ребенок. Предлагаю родителям что-то смотреть за детьми, послушать, поучить, почитать, посоветоваться по изготовлению костюма.
О том, как продвигается работа, показывает диагностика. Провожу я ее ежегодно. Детям, у которых высокий уровень даю более сложный материал. Дети среднего уровня и низкого уровня получают роли соответственно их возможностям. Но иногда дети стараются запомнить главную роль и в процессе постановки спектакля вырастают до этой роли. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но сердцем.
И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Исходя из анализа работы за истёкший период, учитывая государственные и региональные стандарты в системе дошкольного образования, ставлю перед собой следующие задачи:
Цели:
• управление качеством инновационных процессов на современном этапе в системе развивающего режима дошкольного образования
• развитие креативных качеств личности, коммуникативных способностей
Задачи:
• использовать в работе инновационные разработки, программы, методики
• активизировать использование полученных знаний и умений на практике
• формировать творческую личность