МААМ-картинки

Воспитательный потенциал музыкального фольклора в формированию основ музыкальной культуры у дошкольников

Ирина
Воспитательный потенциал музыкального фольклора в формированию основ музыкальной культуры у дошкольников

«Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров», - сказал в конце XIX века патриарх духовного возрождения чувашского народа И. Я. Яковлев [7, с. 8]. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Среди них «песня» занимает первое место.

Публикация «Воспитательный потенциал музыкального фольклора в формированию основ музыкальной культуры у дошкольников» размещена в разделах

Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю – этносу, истоки его уходят в древность [6, с. 283].

Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножить [2, с. 120].

Мы уверены, что дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения эстетической культурой средствами музыкального фольклора. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его духовного становления. Эстетическую культуру средствами музыкального фольклора детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкально-эстетическая культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкально-эстетическая культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства [3, с. 37].

Эффективность эстетического воспитания детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) и интеграцией содержания предметов эстетического цикла (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд). Это, с нашей точки зрения, определяется тем, что различные виды искусства, прежде всего музыка, обладая своей спецификой и имея свои выразительно-изобразительные средства, имеют тенденцию к объединению и слиянию, то есть к синтезу.

Синтез различных видов искусства изначально характерен для музыкального фольклора, который должен занимать одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с детьми. Фольклор возник и развивался в процессе коллективных форм труда и отдыха. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить традиционные народные посиделки, различные праздники, ярмарки, в которых в единстве проявлялось изобразительное, театрально-игровое, музыкально-словесное творчество народа. Именно поэтому народное искусство особенно близко детям дошкольного возраста : оно соответствует характеру их мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного).

Для нашего исследования основным средством формирования музыкально-эстетической культуры стали образцы музыкального фольклора. Здесь важно, чтобы содержание музыкальных образцов фольклора, его чувства и эмоции были доступны детям, вызвали эмоциональный отклик. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до трех лет формируются музыкальные эмоции, потребность к музыке, появляются простейшие суждения. С четвертого года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С шестого года жизни формируется способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса [4, с. 34].

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре детей дошкольного возраста, истоки профессионального музыкального искусства в народной музыке. Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям [5, с. 34].

Богатство и разнообразие содержания детского музыкального фольклора позволяет отбирать для работы с детьми наиболее яркие его образы. Это оказывает положительное влияние на осознанное восприятие детьми элементов богатой человеческой культуры. Одной из особенностей дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления. Эта особенность отражена в методах и средствах воспитания дошкольников.

Музыкальный фольклор - важнейшее средство осознания и восприятия окружающего мира. Поэтому образцы музыкальных народных произведений так близки и понятны детям, способствуют обогащению их духовного мира, оказывают эффективное воздействие на весь уклад их жизни.

Как мы уже отмечали выше, к детскому музыкальному фольклору относятся и непосредственное творчество самих детей. Оно может проявиться в сочинении считалки с пением, дразнилок, во внесении новых движений, в известную народную игру с пением.

Исполняя считалки, приговорки, заклички, слушая колыбельные песни, частушки, потешки, играя в разнообразные народные игры, дети приобретают опыт, развивают кругозор, познают природу, окружающий мир, обогащается их словарный запас, происходит физическое развитие, совершенствуется культура поведения. У дошкольников формируется эстетический вкус, эстетическое восприятие мира.

В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт воспитания детей с использованием народного музыкального творчества. В методическом плане весьма привлекательными становятся характерные черты музыкального фольклора : правильность, поэтичность, мелодическое богатство; ритмическое разнообразие, ясность и простота формы.

Народная музыка позволяет освоить, понять детям различные средства музыкальной выразительности : динамику, ритмический рисунок, темп, фразировку. Простота мелодий и логичность фразировки, характерные для образцов музыкального фольклора, развивают у дошкольников чувство музыкальной формы, а это способствует более выразительному выполнению движений детьми в хороводах, плясках.

Кроме того, как показал анализ литературы, такие образцы музыкального фольклора как народные игры способствуют воспитанию у них устойчивой интонации, умение согласовывать танцевальные движения с пением. Что особенно привлекательно, народные игры могут исполняться без музыкального сопровождения и вне занятий. Использование их в самостоятельной деятельности способствует развитию у детей творческой инициативы, самостоятельности.

Таким образом, фольклор может использоваться в разных видах музыкальной деятельности, но особенно широко используется в пении.

Педагоги-музыканты считают музыкальный фольклор незаменимым в работе над формированием певческих навыков, развитии голоса и слуха. Многие детские народные попевки и веснянки несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты зайка», «Поет, поет соловушка» используются успешно в работе в старших группах, их можно включать в качестве упражнений и распевания. Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их в младшем и старшем дошкольном возрасте [5, с. 33].

Протяженность в пении зависит от преобладания в тексте главных звуков. А это особенно характерно для народных попевок. Они хороши для обучения пению. Выученные в младшем дошкольном возрасте эти песенки можно использовать и в старшем дошкольном возрасте, предлагая детям более сложные задания: петь в разных тональностях, с различным звукообразованием, динамическими оттенками, исполнять песню на металлофоне.

Включать в учебно-воспитательный процесс ДОУ, на наш взгляд, следует не только русские народные песни, но и песни народов среднего Поволжья – татарские, башкирские, чувашские, мордовские, для которых характерны яркие специфические мелодические интонации. Это будет способствовать возникновению интереса к музыкальному творчеству других народов, населяющих наш многонациональный регион. Для более точного дифференцирования интонационных особенностей народных песен можно предложить детям сравнить попевки с аналогичным содержанием у разных народов. Ведь именно через слушание удается донести до сознания ребенка своеобразие народной песни, пробудить к ней неподдельный интерес.

Слушание музыкального фольклора предполагает знакомство с этнографическим исполнением. Это делает необходимым использование магнитофонных записей, при этом желательно, чтобы в дошкольном учреждении имелся фонд местных фольклорных записей. Слушание народных песен требует тщательной предварительной подготовки музыкального руководителя. В первую очередь должна быть продумана форма первоначального преподнесения песни. Интересным опытом является приглашение народных певцов, которые не только бы исполняли песню, но и сами рассказали бы о ней, о том, как она связана с народным бытом, почему им нравится. На этом же занятии можно организовать и разучивание песни, а это в свою очередь, станет средством непосредственной передачи детям народных исполнительских традиций. Примеры тесного сотрудничества детских садов и взрослых фольклорных коллективов имеются в передовой практике, и эта работа сохраняет и приумножает духовное богатство нашего общества.

В практике детского сада можно использовать народные мелодии при разучивании различных видов танцевальных движений. Профессор Н. А. Ветлугина рекомендует использовать в качестве музыкального сопровождения обработки народных мелодий, сделанными великими русскими композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским и другими [1, с. 28].

Народная пляска тесно связана с народной песней. В хороводных играх, любимых дошкольниками, участники подражают либо трудовым процессам: «А мы просо сеяли», либо каким-либо животным: «Ворон». Ребенка увлекает в хороводах яркость, образность. Знакомя с хороводом, необходимо раскрыть главную мысль, идею песни перед детьми. Например, в хороводной игре «Как пошли наши подружки» проводится мысль о дружбе, заботливом отношении к товарищам.

Народные песни, мелодии станут более понятными, если они будут включены в игру на детских музыкальных инструментах. Дети старшего дошкольного возраста с огромным желанием знакомятся с детскими музыкальными инструментами, живо, эмоционально исполняют народные произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор достаточно широко используется во всех видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы эстетической культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие некоторых навыков: восприятие, эстетическое переживание, оценка музыки и исполнительство, творчество, музыкально-ритмическая деятельность.

Раннее приобщение детей к эстетической культуре, выбор ими того или иного вида для углубления к нему интереса важно в том плане, что дошкольное детство – решающий этап формирования художественного потенциала (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Ю. П. Юсов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина).

Яркие переживания, полученные в процессе «общения» с музыкальным фольклором, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, оказывают большое влияние на последующие его интересы, предпочтения, вкусы. Используя свой небольшой опыт, умение сравнивать, сопоставлять, выделять характерные признаки, выразительные детали, дети постепенно учатся отображать полученные впечатления в содержании своей разнообразной деятельности. Так, познание и осмысление музыкального фольклора, восхищение им обогащает индивидуальный опыт ребенка, позволяет усваивать ценности родной культуры.

Таким образом, как показывает анализ литературы, а также собственный педагогический опыт, музыкальный фольклор оказывает существенное влияние на развитие эстетической культуры детей. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способным его приумножить. Этому способствует внедрение высочайших образцов музыкального фольклора в образовательно-воспитательную практику ДОУ.

Использование ярчайших образцов музыкального фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует:

1) формированию чувства гармонии, способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности по законам красоты;

2) воспитанию любви, уважения к родным и близким, уважительное отношение к старшим и к сверстникам;

3) развитию патриотических чувств (повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к народной песне).

4) закладывает основу нравственных качеств личности (интерес и любовь к прошлому и настоящему своей Родины, родного края, народу; бережное и деятельностное отношение к окружающей среде, родному дому, садику).

5) развивает творческие способности, желание импровизировать; подготавливает к восприятию классического музыкального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1989. – 271 с.

2. Катинене, А. И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-6 лет / А. И. Катинене. – М. : Просвещение, 1997. – 144 с.

3. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.

4. Радынова, О. П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1993. – 175 с.

5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Просвещение, 2000. – 240 с.

6. Скотарева, Е. М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности : автореф. дис. …канд. пед. наук / Е. М. Скотарева. – Саратов, 2001. – 24 с.

7. Яковлев, И. Я. Духовное завещание / И. Я. Яковлев. – Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1992. – 28 с.

Публикации по теме:

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения»Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Конспект ООД по формированию основ экологической культуры в средней группе «В гости к Лесовичку» Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию на тему: «В гости к Лесовичку». в рамках конкурса «Лучший воспитатель ДОУ-2017».

Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС ДО. Краткая аннотация содержания проекта: Приобщение детей к русской народной культуре. Сохранение и передача детям культурных и нравственных.

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья».

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ экологической культуры старших дошкольников» Все хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Проект по формированию музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Краски осени» Руководитель:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василёк» Руководители:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василек» Руководители:.

Роль шедевров мировой музыкальной культуры в развитии и воспитании дошкольников Наш век высоких технологий, сверхскоростного интернета и полифункциональных решений задает высокую планку всем сферам жизни. Ребенок, только.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательный потенциал музыкального фольклора в формированию основ музыкальной культуры у дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 17:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД