Людмила Аскерова
Конспект занятия «Рисуем русскую народную пословицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисуем русскую народную пословицу
Образовательные области: художественно – эстетическое развитие
Интеграционные области: речевое развитие, коммуникативное развитие,
Тема занятия : «Рисуем русскую народную пословицу»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия : Учить детей понимать смысл пословиц, развивать у детей фантазию, интерес к устному народному творчеству
Задачи занятия :
Публикация «Конспект занятия „Рисуем русскую народную пословицу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей умение передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений
(стихотворений); проявлять самостоятельность в выборе темы,
композиционного и цветового решения.
-продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность
-уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства;
- формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, былина.
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Развивающие: -развивать фантазию, память, образное восприятие, слуховое восприятие, мышление
Воспитательные: -воспитывать дружелюбие, желание заниматься совместной деятельностью
Словарная работа: поговорка, иллюстратор
Подготовительная работа: предварительная беседа о фольклоре, об устном народном творчестве (пословицы, поговорки, просмотр тематических иллюстраций,
Материалы, инструменты и оборудование: тематические иллюстрации, книги с подборкой русских народных пословиц и поговорок, листы бумаги. Карандаши, акварельные краски. Кисти, баночки с водой, клеенка на столы.
Речь и деятельность педагога
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.
Ребята, вы наверно были удивлены, получив перед занятием карточки? Я раздала их не просто так, А ну кА кто мне скажет, что нарисовано на ваших карточках?
Пословицы и поговорки.
А что такое пословицы и поговорки?
Это жанры устного народного творчества.
Что такое пословица? (ответы детей)
Пословицы — это поучительные высказывания, которые в краткой форме содержат в себе житейскую мудрость. Пословицы - это короткое, простое поучительное изречение – мысль.
Чему нас они учат? (ответы детей)
Правильно ребята. Пословицы нас учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
Предлагаю поиграть в игру: «Скажи наоборот»
Сейчас я вам буду говорить - о чём учат пословицы и поговорки, а вы должны добавить противоположные слова.
О добре и …. (зле)
О правде и ….(лжи)
О труде и …. (лени)
О счастье и (горе)
Слышали ли вы такую пословицу?
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда.»
О чем эта пословица? О том, что чтобы чего ни будь добиться, нужно потрудиться.
А какие пословицы вы знаете?
Дело мастера боится.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Гусь свинье не товарищ
Друга ищи, а найдешь — береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Слово не воробей. Вылетит, не поймаешь. Пословица учит, как надо поступать и как не надо. Высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы её понимаете: «Что посеешь, то и пожнёшь» (соберёшь). Когда так говорят? (ответы детей)
Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнёшь.
А что такое поговорки?
Поговорки — это общеизвестные устоявшиеся выражения. Они часто употребляются в речи. Но, в отличие от пословиц, поговорки далеко не всегда содержат в себе полезное правило или поучение. Зато очень складно вписываются в разговорную речь.
Коса – девичья краса.
Что в лоб, что по лбу.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Овчинка выделки не стоит.
Нем, как рыба
Друзья не разлей вода
Чем поговорки отличаются от пословиц? (ответы детей)
Можете привести пословицы о дружбе?
Старый друг, лучше новых двух;
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друг познается в беде.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать
Крепкую дружбу и топором не разрубишь – это пословицы.
А поговорки?
Друзья не разлей вода.
Два друга — мороз да вьюга.
Съесть вместе пуд соли.
А теперь пусть каждый из вас покажет свою карточку и скажет - какая пословица, или поговорка на ней изображены. Если не получится назвать, мы с ребятами поможем. Правда, ребята?
(дети выполняют задание).Не такая уж простая задача – назвать пословицы и поговорки на ваших картинках. А давайте, сами попробуем нарисовать пословицу. И составим книжку из ваших рисунков. Хотите?
Художника, выполняющего иллюстрации к тексту в книге, называют иллюстра тором.
Значит, и мы с вами сегодня будем иллюстраторами, ребята. Согласны?
Тогда выберем тему. Я предлагаю нарисовать вам на выбор пословицу о труде : Например: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.
Встанешь пораньше - шагнешь подальше.
Не поклоняясь, до земли, и грибка не подымешь.
Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Давайте разберемся о чем говорится в каждой из этих пословиц?
Работаем так: Сначала вместе проговариваем каждую пословицу. Потом разбираем, о чем говорится в каждой пословице.
Первая пословица : Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (проговариваем все вместе)
О чем она? О том, что нужно потрудиться – поймать рыбку, прежде чем ее скушать. Чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия, поработать. Кого можно изобразить в этой пословице? Рыбака, который ловит рыбу. Так? Хорошо. (аналогично разбираем все предложенные пословицы)
Дыхательная гимнастика.
А теперь немного отвлечёмся и представим, что вам необходимо:
Задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте;
Раздуть огонь в потухающем костре;
Подуть на горячее молоко, сдувая пенку;
Сдуть с ладошки пушинку.
Разомнем перед работой наши пальчики:.
Динамическая пауза: «Мальчик – пальчик»
В понедельник я купался, (плывём)
А во вторник – рисовал. (рисуем)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся на стульчик, руки под щёку- засыпают)
По окончании:
А теперь сядем правильно,
Спина прямая.
Уши – слушают,
Глаза – смотрят,
Ноги – не мешают,
Руки – помогают.
Приглашаю за столы. Мы с вами уже знакомы с различными способами и приёмами рисования.
Алгоритм выполнения работы:
-Какую пословицу будете изображать.
-Кто или что будет изображено на рисунке.
-Какой сюжет будете изображать.
-Из каких частей тела состоит фигура человека, животного.
- Какие глаза, нос, волосы, одежда…
- Какие геометрические фигуры помогут в изображении частей тела.
- Какие части тела больше и меньше.
- Какие краски будете использовать.
- Какие техники и приёмы рисования вам понадобятся.
Работаем тихо, чтобы не мешать друг другу. Героев пословицы можно сначала нарисовать простым карандашом, затем раскрасить красками.
Самостоятельная работа детей.
В ходе работы подхожу к каждому ребенку наблюдаю за работой. Если кто-то затрудняется, можно еще раз проговорить сюжет выбранной пословицы, показать образцы рисунков по пословицам имеющиеся у педагога, вместе поработать над содержанием рисунка.
Готовые рисунки выкладываем на столе и рассматриваем вместе с детьми. Отмечаем наиболее выразительные. Можно предложить другим детям отгадать и проговорить, какая пословица изображена на рисунке.
- Молодцы, ребята! Понравилось вам сегодня в роли художников –иллюстраторов? Вы хорошо потрудились как настоящие художники –иллюстраторы и мы можем с вами сделать свою книгу иллюстраций к пословицам.