Ритмические игры со словами

Павлова Маргарита
Ритмические игры со словами

Ритмические игры со словами.

Пояснительная записка

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного рода танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звучания и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста.

"Водят пчёлы хоровод"

Водят пчёлы хоровод –Идут хороводом.

брум, брум, брум, брум.

В барабан ударил кот – Ритмично имитируют игру на барабане.

трум, трум, трум, трум.

[Стали мыши танцевать – Кружатся на поскоке.

тир-ля-ля, тир-ля-ля.

Так, что начала дрожать Сужают круг, топ!

вся земля, вся земля. Расширяют круг, топ!

Мы пошли по ельнику

Дети стоят лицом в круг, держась за руки.

Мы пошли по ельнику, ельнику, Приставной шаг вправо с

Мы пришли на мельницу к мельнику. приседанием.

Нам навстречу из ворот Пружинка с выставлением ноги на пятку

Вышел чёрный-чёрный кот.

Говорит он: «Мельник нынче Кружение на всей ступне.

В гости вас совсем не ждёт!»

«Барашек»

Дети стоят лицом в круг, держась за руки.

Маленький барашек, Сужают круг, топ!

Нам мешок кудряшек

Подарил к зиме, Расширяют круг, топ!

Подарил к зиме.

Вышла брату шубка, Кружение на всей ступне.

Вышла маме юбка

И носочки мне, Показывают руками от плеч до колен

И носочки мне.

.

«Комар»

Дети стоят по кругу, друг за другом.

Оседлал коня комар. Галоп

И поехал на базар.

Он везёт назад с базара Высокий шаг.

Комариного товара Распашонка.

В трёх мешках

И в трёх корзинах

Преогромных, Комариных. Через середину развести руками в стороны. Большим и указательным пальцем показать что-то маленькое, рука у глаза.

«На сеновале»

Дети разделены на пары, стоят в общем кругу лицом в круг.

До утра на сеновале Ритмичные поскоки.

Мыши быстрые сновали-

Спать Марусе не давали.

Позвала кота Маруся: Пары поворачиваются друг к другу лицом – пальцы-коготки «царапаются».

«Котик, котик длинноусый, Зовут жестом руки.

Напугай мышей, Руки за спиной, ритмичная ходьба.

Прогони взашей!» Кружение на прыжке (на одной ноге, движение руки – «подхлёстывать прутиком».

«Лягушки»

Дети располагаются свободно по залу.

На старой кадушке Прыжки по лягушачьи

Сидели лягушки –

Зелёные ушки,

Тупые макушки.

Я к ним подошёл Остановиться.

Они в воду бултых! Падают на бок.

И нечего больше

Сказать мне про них. Лежат на животе, локти на полу, руки под подбородком, качают ногами.

«Ванечка»

Ах ты, Ваня-Ванечка, Ритмичные хлопки.

В руках балалаечка, Имитируют игру на балалайке.

Рубашка пёстрая, Прыжки друг за другом

А лошадка бесхвостая, Прямой галоп.

Купил за пятак, Левая рука вытянута вперёд, правая — «кладёт пятак».

Отдаёт за так. Разводят руки встороны.

.

«Мыши»

Наши мыши – ваших тише, Присели, пальчик у рта.

Не шуршат по погребам. Руки вперёд, шевелят пальчиками.

К вам не ходят наши мыши. Грозят правой рукой.

Не пускайте ваших к нам. Грозят левой рукой.

Загадка

Дети сидят на корточках свободно по залу.

Солнце встало, удивилось: Встают руки вверху, в стороны

— что случилось? Руки внизу в стороны, плечи приподнять,

Что со мной? опустить вправо, влево (удивились).

Я за лесом спать ложилось, Ладошки вместе под щекой.

А проснулось над рекой!. Поднять руки, потянуться.

«Игла»

Шей, иголка, не ленись, Грозят правой рукой.

Шей, иголка, не колись! Грозят левой рукой.

Тяни-тяни ниточку, Хоровод по кругу.

Чини-чини дырочку.

Дырочку на варежке Идут в круг, топ!

У маленькой Варечки. Идут из круга, топ!

«Водица»

Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

У колодца вода льётся, Три перетопа вправо, влево – 2 раза

Маша улыбается,

У колодца вода льётся, Удары прямыми руками по бокам

Уточка плескается:

— Водица, водица, Хлопок в ладоши, хлопок по рукам партнёра –

Давай с тобой водиться!. 2 раза.

.

«Радуга»

В небе радуга висит, Движения прямых рук снизу вверх через Детвору веселит. стороны до встречи над головой.

С неё как с горки Хлопки «колокола» (над головой).

Едут Егорка, Поскоки.

Петух, кот, свинья,

А за ними и я.

«Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара Пружинка.

Смотрит влево, Поворот влево.

Смотрит вправо, Поворот вправо.

Смотрит вверх, Голову поднять вверх.

Смотрит вниз, Голову опустить вниз.

Чуть присела на карниз Присели на корточки

А с него свалилась вниз. Сели на пол, руки и ноги в стороны

«У оленя дом большой»

Все дети группы поделены на «зайцев» и «оленей».

«Олени» стоят по кругу; «зайцы» внутри круга стайкой.

У оленя Руки с растопыренными пальцами приложить к затылку – «рога».

Дом большой. Сделать руками «крышу» над головой.

Он глядит в своё окошко. Указательными и большими пальцами

двух рук сделать окошко перед лицом.

Зайка по лесу бежит «Зайцы» свободно прыгают внутри круга.

И в окно стучит:

— Тук, тук, тук! Кулачок правой руки стучит по левой ладони.

Дверь открой! Правой рукой «открываем дверь»

— Зайка, зайка, не зевай,

Лапку мне скорей давай! «Олени» протягивают руки вперёд, «зайцам» нужно найти себе пару – взять «оленя» за руки. «Заяц» без пары остаётся «зайцем», а остальные меняются ролями.

«Весёлый человек»

Дети стоят лицом в круг, положив руки друг другу на плечи.

Человек весёлый я, Раскачиваются.

Все вокруг – мои друзья.

Я похлопаю в ладоши Хлопают.

С вами в этот день хороший.

Я потопаю ногами Топают ногами.

Дружно, весело с друзьями.

А потом со всеми вместе Маршируют

Я потопаю на месте.

На одной ноге скачу, Прыжки на 1-ой ноге

Если только захочу.

Приседаю и кружусь, Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками.

И со всеми веселюсь. Прыжки на 2-х ногах.

«Стрекоза»

Стрекоза, стрекоза – Пружинка с поворотом

Две горошины глаза. Руками сделать «очки».

Ножки – грабелькой, Руки «полочкой», выбрасывание ног.

Хвостик – сабелькой, Руки назад.

Крылья – бантиком, Руки к плечам, качают.

Спинка с кантиком. Побежали («полетели», руки-«крылышки».

«Перепляс»

Музыканты веселей – Подскоки на месте.

Барабанов не жалей!

Собирайтесь, плясуны –

Бегемоты и слоны,

Лисы, ёжики, еноты –

Все, кому плясать охота!

Раз, два, три!

Три, два, раз!

Начинаем перепляс!

«Тёлочка»

Дети стоят по кругу друг за другом.

Тёлочка, тёлочка –

На хвосте метёлочка. Переменный шаг.

После этого хвоста

Всюду будет чистота!

«Щенок»

Гулял без зонтика щенок, Идут по кругу вправо.

Тяф-тяф, тяф-тяф. Стоя на одной ноге

Щенок под дождиком промок, Идут по кругу влево. Тяф-тяф, тяф-тяф. Стоя на другой ноге,

От носика до хвостика, Дотрагиваются до носа,

От хвостика до носика. Дотрагиваются до «хвостика».

«Кошечка»

У кошечки есть лапки, 3 шага в круг

На лапках есть царапки, 3 шага из круга - делают «царапки»

Когда она играет, 3 шага в круг.

Царапки убирает. 3 шага из круга - «Ласковые ручки»

«Кит»

Больше всех на свете кит! Идут по кругу, держась за руки.

Потому что кит молчит. Приседают, указательный палец у рта.

Помолчу я вместе с ним, 4 шага из круга.

Чтобы тоже стать большим. Встают, руки вверх, потянулись

«Козлик»

Вышел козлик погулять, Поскоки.

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит, Пальцы-«рожки», бодаются.

По козлиному кричит:

«Ме-э-э!»

«Гармошка»

Ты играй, моя гармошка – Руки на поясе, движение ног – угловая

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. гармошка.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси!

«Танцор»

Сяду-встану, сяду-встану, Присядка.

И как мячик поскачу. Прыжки на 2-х ногах.

Танцевать я не устану, Присядка.

Я танцором стать хочу. Прыжки на 2-х ногах.

«Грибы»

– Ножки, ножки, где вы были? Руки на поясе, топают: шаг на

– За грибами в лес ходили. месте.

– Что вы, ручки, работали? Хлопки.

– Мы грибочки собирали.

– А вы глазки, помогали? Руки у лица, «хлопают ресницами».

– Мы искали да смотрели, Руки-«бинокли».

Все пенёчки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибком, Прыжки с хлопками (темп С Подосиновичком. быстрый).

«Иголка»

Иголка, иголка, Указательным пальцем правой руки ударяют по левой ладони.

Ты остра и колка.

Не коли мне пальчик, Грозят пальчиком.

Сшей мне сарафанчик. Хлопают в ладоши

«Дрова»

Дети стоят парами лицом друг к другу, держась правыми руками.

Мы сейчас бревно распилим, Дети имитируют движения пилки

Пилим-пилим, пилим-пилим. дров, левые руки на поясе.

Раз-два! Раз-два!

Будут на зиму дрова!

Вот! Руки внизу ладонями вперёд –встороны.

«Хвастунишка»

Хвастун Илья, Дети идут по кругу хороводом

Где храбрость твоя?

Ты от мошки-комара Руки согнуты в локтях, пальцы

Под крыльцо залез вчера. растопырены – кружатся

Паутину увидал – руки-«бинокль»

И со страха в грязь упал!. Падают на спину, движение «жуки».

«Считалка»

Дружит ветер с облаками, Качают руками над головой.

Солнце с лугом и цветами, Руки через стороны вверх, соединить

над головой.

Рыбы – с чистою водой, Движения кистями рук – «рыбки».

Птицы – с небом, Руки вверх в стороны.

Я с тобой! Руки к груди, вперёд.

«Рыбаки»

Мы ловили рыбу с лодки Идут с хлопками в круг.

А лентяй – со сковородки. Идут с хлопками из круга.

Мы поджарили треску, Кружатся, ритмично 4 шагая и хлопая

Разделили по куску: руки впереди - «дробилочки»

А лентяю – ни куска: пр. рукой грозим пальцем –«нет»

– В море, друг, твоя треска! Руки-вперёд-в стороны

«Крольчиха»

Говорила мать-крольчиха: «Ковырялочка».

– Посидите, дети, тихо,

Трудно вас пересчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

«Зайка»

Заинька-зайка, Дети прыгают на месте, руки – «лапки».

Маленький зайка, Присели на корточки, рукой показывают «вершок» от пола.

Длинные ушки, Приставляют руки к голове.

Быстрые ножки. Побежали на месте

Заинька-зайка, Дети прыгают на месте, руки – «лапки».

Маленький зайка. Присели на корточки, рукой показывают «вершок» от пола.

Деток боишься, Дети обхватывают себя руками, изображая страх, Зайка трусишка. «дрожат».

«Лужа»

Я иду, я иду, Идут по кругу.

Поднимая ножки.

У меня на ногах Выставляют ногу на пятку (в круг)

Новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри, Руки в стороны.

Лужа-то какая. ….

Ой-ой-ой, посмотри, Руки у щёк, качают головой.

Лужа-то большая. ….

Высоко, высоко, высоко Прыжки на месте.

Подпрыгну!

Не боюсь, не боюсь, Грозят пальцем.

Лужу перепрыгну! «Перепрыгивают» лужи, шаг в круг.

«Мишка»

Мишка, мишка, косолапый, Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка по лесу идёт. носки ног вовнутрь, идти переваливаясь.

Мишка хочет сладких ягод, Погладить по животу, облизнуться.

Да никак их не найдёт. Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод Показ.

И тихонько зарычал

Подошёл к кусту и быстро. 4 шага в круг переваливаясь.

Ягоды все в рот собрал. Руками «собрать» ягоды в рот.

«Куры»

Квохчут куры: «Ко-ко-ко!» Хлопки в ритме 2+3.

Нам живётся нелегко. Хлопки в ритме 2+3.

За ворота не шагнуть, 2 приставных шага вправо.

В огород не заглянуть! 2 приставных шага влево.

Пуще глаза бережёт Идут по кругу, держась за руки

Наш хозяин огород. …

Не пускает нас на грядки «Ковырялочка».

К червячкам и мошкам сладким!» …

«Киска»

Лапки в беленьких носочках, Идут по кругу –«лапки мягкие

Шелковистый серый мех! пепребирают»

Эта киска знает точно, Поворот в круг

Что она красивей всех. Дети выставляют поочерёдно правую и левую ногу на пятку, руки на поясе.

«Паучок»

По тропинке ползёт 4 шага в круг

па-у-чок 3 хлопка.

И мотивчик поёт 4 шага из круга.

па-у-чок: 3 хлопка.

«Как чудесно иметь 4 шага в круг

много ног. 3 хлопка.

В гости я попаду 4 шага из круга.

точно в срок!». 3 хлопка.

«Обед»

Обожаю я конфетки – «Ковырялочка».

Слопать десять на обед….

Я бы съел пюре с котлеткой –….

Аппетита что-то нет….

«Зайчишка-трусишка»

Дети выполняют потешку по подгруппам

(в зависимости от количества бутафорских морковок).

На полу лежат бутафорские морковки. Дети – зайчики.

Зайчишка-трусишка Дети бегут по залу,

По полю бежал, руки-лапки.

В огород забежал.

Морковку нашёл – Берут морковку,

Сидит грызёт. Присели на корточки

Ай, кто идёт? Закрывают лицо ладошками.

«Клоуны»

Раздаётся громкий смех, Ритмичные хлопки.

Хлопают ладошки…

Это клоуны для всех Руки «полочкой», выбрасывание ног.

Пляшут под гармошку. …

Публикации по теме:

Дидактические игры со словами Конечно же, для малыша читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое слово что-либо обозначает. Пока ребенок.

Игры со словами дома и в пути Игры со словами дома и в пути. Игры, которые помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление ребенка. Их можно.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы «Игры со словами» Цель: Активизировать речь детей. Задачи: 1. Продолжать формирование умения составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам. 2. Совершенствовать.

Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду» Музыкально-ритмические движения в детском саду «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное.

Музыкально-ритмические движения для детей с ОВЗ Музыкально ритмические движения для детей с ОВЗ. Движения под музыку – это неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая начинается.

Музыкально-ритмические движения в дошкольном учреждении Каждое музыкальное занятие в детском саду включает в себя следующие разделы: 1музыкально – ритмические движения, 2слушание музыки, 3пение,.

Музыкально ритмические игры как способы развития речи детей Музыкально ритмические игр как способы развития речи детей По мнению Жака-Далькроза, ритмическая игры призваны раскрепостить творческую.

Музыкально-ритмические подвижные игры «Зайцы и лиса» МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость..

Музыкально-ритмические комплексы «Буратино» и «Веселые путешественники» Музыкально – ритмический комплекс «Буратино!» Слова Ю. Энтин Музыка А. Рыбников 1. Кто с доброй сказкой входит в дом? (Проигрыш.) Кто.

Преимущества интерактивной доски. Программа «Игра со словами»Преимущества интерактивной доски. Программа «Игра со словами» «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» Чарльз Дарвин. Современные.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Ритмические игры со словами
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 19:34
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Фотоотчет о выставке рисунков «Осенняя корзина»
Осень прячется в корзинке и в янтарной паутинке. В золотой листве кленовой. В синей просеке сосновой. Волшебство зовётся это, очень просто — бабье лето!...
Дидактическая игра «Зверюшки на дорожках»
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические...