Людмила Новикова
Родителям о нетрадиционных техниках рисования: «Волшебные пальчики» (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребёнок – художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Развивать творческий потенциал личности ребенка необходимо с раннего детства, так как, по словам В. А. Сухомлинского, детство, это очень важный, яркий, неповторимый период в жизни человека, и от того, как прошли детские годы, кто был с ребенком, что вложили в его ум и сердце, зависит каким человеком станет этот малыш. Именно в этот период, ребенок под руководством взрослых, овладевает различными видами деятельности, в том числе и художественной. В развитии творчества, большое значение имеет изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Публикация «Родителям о нетрадиционных техниках рисования: „Волшебные пальчики“ (консультация для родителей)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Как показывают современные психолого-педагогические исследования, рисование - это важное средство эстетического воспитания, с помощью которого дети могут выразить свое представление об окружающем мире. В процессе рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, закрепляются знания о цвете и форме, совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. В процессе рисования развивается и мышление ребенка, так как, при этом включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Следует отметить, что в ходе рисования развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкая моторика, дети учатся думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Работая в дошкольном учреждении, я часто слышу от родителей, которые пытаются привлечь своего ребенка к художественному творчеству, такие слова: «не могу ничем занять своего ребенка», «мой ребенок – ужасный непоседа, не хочет сидеть и заниматься», «ребенок меня совсем не слушает, балуется», «малыш совсем не любит рисовать, все карандаши разбрасывает и ломает» и тому подобное.
В настоящее время, существует очень много педагогической литературы, в которой содержится большое количество информации, в которой описаны физиологические и психологические особенности дошкольников, обосновываются методические подходы, которые необходимо использовать при взаимодействии с маленькими детьми. Но родителям, зачастую, такая информация бывает не интересна, так как написана научным языком, который труден для восприятия, и не дает ответа на вопрос «Что делать?».
Если ваш ребенок не хочет рисовать обычным способом – карандашами, фломастерами, красками и кисточками, или рисует на обоях в квартире, мебели, то решить эту проблему можно с помощью нетрадиционных техник рисования, которые успешно применяются уже с раннего возраста.
По мнению Г. Н. Давыдовой, нетрадиционное рисование, имеет большое значение для формирования личности ребенка, оно подразумевает использование материалов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными. Нетрадиционные техники помогают как педагогу, так и родителям, осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес, при этом, не утомляя ребенка.
Многие родители зная о них, боятся применять такие способы на практике, так как не уверены в своих педагогических и художественных способностях, считая, что это может занять слишком много времени и ребенку это может не понравиться. Но эти сомнения, совершенно напрасны, стоит только попробовать использовать нетрадиционные техники рисования и эти занятия могут превратиться в семейное увлечение!
На практике, существует много техник, с помощью которых можно рисовать, а в совместном творчестве с ребенком, можно самим придумать новые способы создания изображений, что вызывает большой восторг у детей.
В пособии А. В. Никитиной для воспитателей и заинтересованных родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», описаны доступные, не требующие больших затрат и усилий, но в то же время оригинальные и занимательные техники рисования, с которыми справится любой родитель и начинающие маленькие художники.
Рисование пальцем или ватной палочкой – рисование линий, точек, фигур с помощью пальчика или ватной палочки, который обмакнули в краску.
Рисование ладошкой – создание рисунка при помощи отпечатков ладоней, на которые нанесена краска. С помощью этой техники можно создавать различные изображения – рыбок, птичек, бабочек, солнышко, осьминожек, а дорисовывая кисточкой, пальчиками или другими приспособлениями детали, вы получите настоящие шедевры!
Рисование методом тычка основано на создании изображений с помощью полусухой жесткой кисти, также для этой цели подходят старые использованные фломастеры, кончик которых разрезается на несколько частей, и таким образом получается инструмент, с помощью которого можно делать красивые отпечатки – тычки и создавать из них линии, узоры и любые изображения. Детям очень нравится рисовать с помощью печаток, изготовленных из подручного или природного материала. Для этой цели отлично подходят старые пробки, листики, кусочки овощей (например, печатки из картофеля) и другой бросовый материал.
Интересный способ рисования – тампонирование : с помощью кусочка поролоновой губки и краски закрашивается силуэт любого трафарета, и получаются красивые и аккуратные рисунки, с этой техникой успешно справляются даже начинающие художники самого маленького возраста.
Многообразие техник нетрадиционного рисования - монотипия, кляксография, набрызг, рисование цветными ниточками, рисование по крупе и многие другие способы создания оригинальных и неповторимых рисунков, увлекут не только малыша, но и любого взрослого. Этот список нетрадиционных видов художественного творчества можно продолжать и продолжать, все зависит от фантазии и воображения, а рисование в этих техниках – напоминает маленькую игру. Они помогают детям чувствовать себя свободнее, раскованнее, смелее.
Будьте смелее, экспериментируйте и использование нетрадиционных техник поможет не только в развитии ваших детей, но и укрепит взаимопонимание между вами и детьми, создаст атмосферу творчества в вашей семье!
Примечания:
1. Акуненок Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 – №18. С. 15-16.
2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М., 2010. – С. 101-110.
3. Лыкова И. А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». - М., 2007- С. 144.
4. Там же. - С. 146.
5. Давыдова Г. Н. Указ. соч. - С. 11.
6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб., 2008. – С. 92-96.
7. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М., 2001. – С. 70-72.