Папки-передвижки

Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»

Светлана Кадачникова
Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»

Цель: повысить правовую культуру родителей.

Ход:

Тема нашей встречи – «Правовое образование в ДОУ и семье». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Публикация «Родительская гостиная „Правовое образование в ДОУ и семье“» размещена в разделах

С наступлением 21 века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребёнка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка.

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. Она и явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенция о правах ребёнка.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны вызвали необходимость новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина нашей страны, а таковым человеком является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивления жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вашему вниманию ряд вопросов. К каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)

1. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

А. Органы управления РФ;

Б. Органы местного самоуправления;

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;

В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.

3. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А. Учредитель;

Б. Органы управления образовательным учреждением;

В. Должностные лица образовательного учреждения.

4. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

А. Заведующий как представитель образовательного учреждения;

Б. Заведующий как должностное лицо этого учреждения;

В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.

5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

В. Создание условий, гарантирующих охраны и укрепление здоровья воспитанников.

Исходя из ответов на вопросы, можно сделать вывод, что и коллектив детского сада и родители являются основными участниками правового воспитания детей.

Ведь близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факт жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают мы, воспитатели детского сада.

- В чем же причина нарушения прав ребенка?

Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают конвенцию о правах ребенка и, следовательно не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение так же и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

- Уважаемые родители, какие виды насилия существуют по отношению к детям?

(физическое, сексуальное, эмоциональное и пренебрежение)

- Что такое эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами ребенка?

Работа в микрогруппах

- Какие факторы могут спровоцировать жестокое обращение в семье?

- наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- супружеские конфликты;

- низкий уровень культуры;

- нежеланный ребенок.

Что думают наши дети о наказании? Предлагаю вам послушать.

Детям были заданы вопросы:

- За что наказывают тебя родители?

- Как наказывают тебя родители?

- Что запрещают тебе родители?

Работа в микрогруппах

1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

Ситуация 1.

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и … горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и т отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2.

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама… Что было дальше?

Опишите ситуацию с разных позиций.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважение и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

И для этого, мы педагоги, выбираем ведущие для дошкольника виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная. В ДОУ проводятся разнообразные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков; организуются проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблемы, плаката, проводятся их презентация).

Уважаемые родители, кто знает, какие права есть у ребёнка?

Сколько прав у ребёнка? (54)

В Конвенции о правах ребёнка указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.

«Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, Зайка из сказки «Заюшкина избушка»)

3. Героиня из какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Болде»)

6. Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, басня «Квартет»)

Знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.

К психической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика;

• угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция;

• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

• однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

• должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье :

• неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

• наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

• безработица, постоянные финансовые трудности;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

• нежеланный ребенок;

• умственные или физические недостатки ребенка;

• трудный ребенок.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия-развлечения «Путешествие в город Счастья» (правовое воспитание) Конспект итогового игрового занятия-развлечения на тему: «Право - искусство добра и справедливости» «Путешествие в город Счастья» Задачи:.

Конспект проведения занятия «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Конспект проведения занятия на тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» в средней группе детского сада №5 «Теремок» р. п. Майна.

Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников» «Правовое воспитание дошкольников» "Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть.

Правовое воспитание дошкольников (из опыта работы) Данная презентация может быть использована для организации занятий по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе, для ознакомления.

Проект «Правовое воспитание детей среднего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от действий.

Публикация «Правовое образование всех участников образовательной деятельности» Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Родительская гостиная «Непослушный ребёнок… Что делать?» Родительская гостиная: Непослушный ребенок…Что делать? Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания,.

Родительская гостиная «Поговорим о ваших правах» Цель: создание условий для развития педагогической компетентности вопросах гражданско-правового образования дошкольников в процессе сотрудничества.

Родительское собрание «Правовое воспитание детей» Тема:«Правовое воспитание детей» Цель: Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются.

Тест «Правовое сопровождение несовершеннолетних» В настоящее время все более актуальными становятся проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними т. е. С детьми. Одной из такой форм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 17:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД