Людмила Самарина
Родительская встреча «Азы воспитания» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Самарина Л. В. - воспитатель
МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька»
Г. Чайковский, Пермский край
Родительская встреча «Азы воспитания» (Средняя группа)
Цель: поделиться с родителями секретами воспитания у детей 4 – 5 лет культуры поведения
Публикация «Родительская встреча „Азы воспитания“ (средняя группа)» размещена в разделах
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Ваши дети так любят вас, гордятся вами, подражают вам во всём и мы, все кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаё м: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за это короткое время нашей совместной работы с вами мы не встретили ни одного отказа на наши просьбы: почистить снег, починить игрушки, принять участие в конкурсах, выставках, праздниках. В дальнейшем мы надеемся на ещё большее активное взаимодействие с вами.
Ход встречи
Включается видеозапись на которой дети отвечают на вопросы воспитателя :
1. Дети, какие вежливые слова вы знаете?
2. А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливыми, почему?
3. Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются волшебными?
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. (Речь воспитателя сопровождается музыкой.)
«Ничто не ценится так дорого и обходится так дёшево, как вежливость».
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, в приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр 1 в изданных при его участии «Показаниях по житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядывать…»
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом пойдёт сегодня разговор. Надеемся, ваш интерес, опыт, родительская зоркость помогут найти ответы на многие вопросы в ходе искренней, доброжелательной и содержательной беседы.
(Работа с ответами родителей на ранее предложенную им анкету).
С чего начинать воспитание культуры?
Вот какой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Смирнова-Гангус.
Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей, ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея Здрасте в волшебном фартуке которой - секрет. В следующий раз ребёнок увидит волшебный зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи Здрасте, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо - маска дракона. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.
Что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседы, наказания, нравоучения? Есть ли обстоятельства, которые мешают вам в привитии привычек культуры поведения?
(
На фоне музыки.)
-Здравствуйте!
Что особого тем мы сказали друг другу? Просто «Здравствуйте». Больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь.
Мы, взрослые, знаем: «Вежливое слово становится волшебным, когда в нём поселяются лучики солнца и тепла». А как научить ребёнка не только говорить все волшебные слова но говорить по-особому, приветливо, с улыбкой?
(Работа родителей в подгруппах. Инсценирование и анализ ситуации№1.)
Обобщая ответы, воспитатель рассказывает о том, какие наиболее эффективные методы используются в воспитании культуры поведения у детей, а также приводит конкретные примеры, указывающие на результативность.
Очень трудно ребёнку понять, что разговор перебивать неприлично, а если что-то нужно срочно спросить?
(Работа родителей в подгруппах. Инсценирование и анализ ситуации№2.)
Обобщение.
Мы уверены, наши дети это правило усвоят, ибо для нас взрослых не составит труда, извинившись, перебить разговор детей и родных. И при этом никто не будет нервничать.
Тихо звучит музыка.
Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты воспитания вежливого ребёнка». Прочитайте их. Каково ваше мнение? Согласны ли вы с данными советами? Если да, то какой из них считаете наиболее значимым? Какие из этих секретов вы уже использовали в практике воспитания и имели при этом положительные результаты?
Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела, мне помогает похвала»,
и этими суждениями пригласила нас к раздумью:
Ответы родителей на вопросы по подгруппам. (Смотреть приложения.)
Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?»
(передаётся игрушка по кругу)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
-Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
-Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. --Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
-Аккуратно складывает одежду.
-Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
-Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
-Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
-Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
-Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
-При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
-Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
-Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
Острое блюдо
Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? ( Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).
В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).
Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принё с: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
ОКНО – очень короткие новости на тему «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».
2. Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один пример неуместного употребления жестов. Например, однажды президент Америки Буш произвёл на Австралийцев шокирующее впечатление. Он воспользовался знаком победы – «V». В Австралии этот знак считается неприличным.
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.
Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.
Приложения.
Анкета.
1 Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребёнок?
Пожалуйста, приведите пример.
2 Умеет ли ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
3 Что, по- вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
4 На какие вопросы вы желаете получить ответы на собрании?
Ситуация № 1.
Мама: «Здравствуйте, Анна Ивановна!
Алёша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте». Ну, чего ты молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи: «Здравствуйте»! Я жду. О, Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его ещё учить?»
Вопросы:
-Какие бы советы дали вы матери?
-Как бы сами поступили в такой ситуации?
Ситуация №2.
Две мамы разговаривают:
-Привет, как жизнь?
-Нормально. А ты не торопишься?
-Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим.
(Ребёнок, перебивая разговор, дёргает мать за рукав.)
-Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой же.
-Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.
Ребё нок:
-Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой же пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь…
-Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребё нок:
-Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу такой пистолет.
-Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не даёт.
Вопросы:
-Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
-Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
Вопросы для подгрупп.
Можно ли согласиться с тем, что хвалить надо ребёнка тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
Как часто и за что хвалите вы своего ребёнка за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Секреты воспитания вежливого ребёнка (памятка для родителей).
Ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители :
1. Ведёте себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более, по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребёнка, не говорите при нём, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делаете бесконечных замечаний по пустячным поводам,
а, где это возможно, поощряете самостоятельность своего ребёнка.
4. Предъявляете к детям единые требования и, даже если кто-то
из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете это
в отсутствии ребёнка.
5. Уважаете достоинство маленького человека, исключив выражения:
«Ты ещё мал», «Ты ещё этого не понимаешь», «Тебе ещё рано».
6. Предъявляя ребёнку какие-то требования, предъявляете их к
самим себе, не забываете говорить ребёнку «Доброе утро»,
«Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививаете детям систематически,
а не от случая к случаю.