Приложение МААМ

Родительские лектории. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Ирина Джиоева
Родительские лектории. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Задачи:

1. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

2. Определить значение общения для детей и взрослых.

3. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.

Ход собрания

«Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения»

А. Де Сент-Экзюпери

Публикация «Родительские лектории, Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» размещена в разделах

«Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А. С. Макаренко).

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского лектория, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и выполнить следующие действия;

- согнуть лист пополам;

- еще раз пополам;

- оторвать верхний правый угол;

- оторвать нижний правый угол.

Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот.

Итак, тема нашего лектория : «Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»

Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Детство – это один из возрастных периодов, когда происходят психологические изменения, решающие для формирования личности.

Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.

Свой ребёнок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеётся, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребёнка его родители – это особенные люди, его дом – это целый огромный мир. Ваш малыш очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днём становится для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нём, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.

Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так давайте поможем ему в этом. Попробуем развить некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.

Социально-психологические потребности детей 9-10 лет:

• Потребность обучения;

• Потребность в расширении кругозора, удовлетворении любопытства;

• Потребность сопричастности к группе сверстников;

• Потребность в коллективной деятельности и играх;

• Потребность в дружеском общении

Возрастные особенности ребёнка 9-10 лет

Физические

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.

2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Интеллектуальные

1. Нравится исследовать все, что незнакомо.

2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.

3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.

4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.

5. «Золотой возраст памяти»

Эмоциональные

1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.

2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.

3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.

4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Социальные

Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т. к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

«Как общаться с ребенком 9 - 10 лет

Самое главное для ребёнка - это чувствовать себя любимым близкими людьми, прежде всего родителями! Это позволяет ему ощущать себя достойным, уверенным, способным на многое. Именно эти чувства обеспечивают психологическую безопасность и благополучие, дают силы добиваться поставленных целей. Поэтому очень важно говорить каждый день своему ребёнку слова, выражения, фразы, которые позволяют выразить свою любовь, привязанность, поддержку, веру в его силы, способности.

Уважаемые родители! Хочу обратить ваше внимание на мини анкету, вопросы которой записаны на доске. Ответьте пожалуйста на эти вопросы.

Любимый цвет вашего ребенка

Любимое блюдо

Как зовут соседа (соседку) по парте

Известно ли вам о школьных друзьях вашего ребенка и друзьях вне школы

Правила общения (практические примеры).

Задание № 1.

Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой – ребенок. «Родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо, вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

КАМЫШ!

Задание № 2.

А теперь представьте, у женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой

Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)

2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеют выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться.

У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми.

Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите:

- Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька?

- Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей?

- Давай сочиним сказку о морозе и т. д.

Разговаривать с ребёнком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.

А дома просто возьмите лёгкую книгу, можно сказки, прочитайте её вместе и попросите его пересказать (лучше «своими словами»).

Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной игре, о людях, об окружающем мире, природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом, становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.

(Работа в группах)

- А сейчас я попрошу каждую группу выполнить следующее задание. Из перечисленных выражений выберите фразу к данной ситуации:

- Какие выражения при общении с детьми не следует употреблять

- Какие выражения следует употреблять при общении с детьми

• Я тысячу раз говорил тебе, что… Как хорошо, что у меня есть ты.

• Сколько раз надо повторять… Ты у меня молодец.

• О чем ты только думаешь… • Я тебя очень люблю.

• Неужели тебе трудно запомнить, что… Как ты хорошо это сделал, научи меня.

• Ты становишься… Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

• Ты такой же, как…

• Отстань, некогда мне… Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

• Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

(Раздать ситуации по группам)

Какую фразу Вы употребите в данной ситуации?

Вы главный финансист крупной компании. Вам необходимо к утру сдать годовой отчет. В это время Ваш ребенок подходит к Вам с просьбой помочь ему с уроками. Что Вы ответите ребенку?

Вы отправили ребенка в магазин за яйцами, а вместо них ребенок принес хлеб и молоко. Ваша словесная реакция?

На родительском собрании хвалили отличившихся успевающих детей – одноклассников Вашего ребенка, которому не все предметы удаются по той или иной причине. Придя домой Вы …. ?

В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ваш ребенок тянется за хлебом и опрокидывает на дорогую белоснежную скатерть стакан с соком. Что Вы скажете?

(Ответы родителей)

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети – это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

- Оправдывают ли себя физические меры наказания? - Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его? - «Хвалить вредно» или «Хвалить полезно».

- Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Я предлагаю вам тест - игру «Какой вы родитель»?

Тест.

Говорите ли вы ребёнку следующие фразы? (варианты ответов «ДА» или «НЕТ»)

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала!

4. И в кого ты такой уродился?

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ты похож!

7. Вот я в твоё время…

8. Ты моя опора и помощник!

9. Ну что за друзья у тебя?

10. О чём ты только думаешь?

11. Какой ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька?

13. У всех дети, как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный!

Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «НЕТ»;

2,3,8,11,12,14 – «ДА».

Результаты теста.

1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребёнком, он уважает вас хотя и не всегда с вами откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени чем от вас.

4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

• - А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию, обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы.

Ситуация № 1

Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин - он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол - он накроет, а за это его сводят в кино. И так рос мальчик. Что не попросят - он всё сделает. Что вы об этом думаете?

Ситуация № 2.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка. Ваше мнение.

Ситуация № 3.

Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: "Сиди, сиди, ты еще маленький".

КОРИДОР!

Рекомендации родителям :

(1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме)

Работа с памяткой.

Учитель раздаёт памятку «Принципы общения».

Как же правильно делать замечание? Говорить нужно о ситуации, а не о личности, используя при этом «Я» - сообщения : «Я расстроена…» или «Мне не нравится…» и т. д.

Как выражать гнев? Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения. «Я» - сообщения не унизят ничьего достоинства.

Как похвалить ребёнка? Ребёнка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы? (мнение родителей)

Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными.

Родительские суждения.

Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его дальнейшую жизнь. Давайте обсудим различные варианты наших суждений о ребёнке и проанализируем их возможные последствия (работа с карточками).

Родителям раздаются рекомендации по взаимодействию с детьми.

Помните:

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Возьмите чашу терпения,

влейте туда полное сердце Любви,

бросьте две пригоршни Щедрости,

плесните туда же Юмора, посыпьте Добротой,

добавьте как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!

Если мы все будем применять этот рецепт, то наш «воз» сдвинется с места к цели: «Успешный ученик»

Твори добро –

Нет большей радости

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь – действительно

Всё встанет на свои места

Ты сильный!

Сильные не мстительны!

Оружье сильных – доброта!

Рефлексия.

- Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите и отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Уделяйте больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

- Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга.

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Мы благодарим вас за работу. В качестве решения лектория каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибки Лучше сказать (сделать) так:

1. Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить.» «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение не одобряю.»

2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно». «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета.»

3. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная.» «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим».

4. Ребёнка держат под колпаком родительской любви, убирая буквально каждый камушек с дороги. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

5. Навязанная роль. «Мой ребёнок - мой лучший друг». Нельзя на детей перекладывать свои проблемы.

6. Денежная. «Больше денег - лучше воспитание» Любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка на много важнее содержимого родительского кошелька. Счастливым ребёнка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

7. Наполеоновские планы. «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью, я не позволю ему упустить свой шанс». При заполнении дня ребёнка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

8. слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка». Дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придаёт уверенности в своих силах.

9. Ваше настроение. Из - за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребё нка Лучше заранее договориться: «Когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено всё, что ты захочешь. А при плохом -постарайся ко мне быть снисходительным».

10. слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени» - так говорят своему ребёнку некоторые родители. Даже если день родителе расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество, посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, напомнить о том, что не смотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительские лектории. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
Опубликовано: 23 октября 2021 в 13:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительские лектории. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Джиоева (УИ 2006821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД