Тирон Елена
Родительский всеобуч «Детская игра как способ познания окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский всеобуч по теме :
«Детская игра как способ познания окружающего мира»
Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6 -7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни и совершенно особенный период развития ребенка.
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь и отношение к окружающему миру. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению его отношений с социальной средой. В этот период взрослым следует помнить, что характер отношений в семье будет зависеть от степени готовности родителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность взрослых договариваться об изменениях.
Публикация «Родительский всеобуч „Детская игра как способ познания окружающего мира“» размещена в разделах
К трем годам происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность. Тенденция вполне естественная и предельно понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых.
Весь дошкольный возраст вращается вокруг главного своего центра – вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ (обобщенный взрослый). Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения. Таким образом, противоречие социальной ситуации развития дошкольного возраста разрешается в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер.
Главным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Объяснение ведущего положения игры кроется не в том, что ребенок целыми днями только играет и ничего другого делать не умеет, а тем, что только в этой деятельности происходит полноценное развитие ребенка. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы (которыми действую взрослые) другими (игрушками, а реальные действия – сокращенными. Например, он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки.
Мир маленького ребенка – это, прежде всего, мама, папа, т. е. близкий человек, который удовлетворяет все его биологические и психологические потребности. Только через общение и отношения со взрослым ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Даже в случаях противостояния и противодействия взрослому этот взрослый совершенно необходим ребенку, так как именно он дает возможность почувствовать свою автономность и независимость. Растущее желание ребенка «быть» мамой, продавцом, водителем и пр. на первое место в его жизни выводит сюжетно-ролевую игру. Основу такой игры составляет роль, выбранная ребенком, и действия по реализации этой роли. Именно ролевая игра, таким образом, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста.
Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали. По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, что для них недоступны. Игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
Предметом детской игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил. Главное изменение в поведении дошкольника состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Дети этого возраста довольно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т. п.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.
Содержание игры – это то, что ребенок выделяет как основной момент действительности и отношений взрослых; то, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся им в игровой форме. Отношения «человек – человек» могут быть воссозданы в собственной деятельности ребенка по-разному, в зависимости от того, насколько глубоко он понимает сущность той или иной деятельности взрослых. Например, игра «в семью» : одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая – краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья – постоянно стирать и готовить, четвертая – читать «детям» книжки и заниматься с ними и пр. Таким образом, социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но, прежде всего содержание детских игр.
Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Примерно с 5 лет начинаются рассуждения маленьких философов о вопросах происхождения луны, солнца, о растениях и пр. «Откуда на небе солнце? Его, наверное, сделали. Кто? Я думаю, его сделали космонавты или летчики. «Почему ветер дует? Потому что деревья качаются». В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого.
В дошкольном детстве, в основном, завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1100, а в 6 лет – 2500-3000 слов. В дошкольном возрасте достаточно явно проявляются индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Развивается и грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения так называемых «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно («Бабушка, ты моя лучшая любовница!», «Пойдем в лес заблуждаться»).
Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством («От мятных лепешек во рту – сквознячок», «У лысого голова – босиком», «Смотри, как налужил дождь», «Уж лучше я непокушанный пойду гулять»; больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!»; девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: «Папочка, покажи свои папонки!», «Отскорлупай мне яйцо!»).
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникло одновременно, ребенок оказывается в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может подавить свои непосредственные побуждения (например, не реагировать на привлекательный предмет). Ребенку хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя – он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И дошкольник сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства (как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для выполнения этой работы уже не требуется. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Света (6 лет) : «Маленьким надо помогать, а не обижать. Они слабее». Вероника (5,5 лет) : «Игрушками надо делиться с друзьями. Им же тоже хочется поиграть. А то никто дружить не будет».
Для дошкольного детства характерны, в целом, спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т. д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Взрослый смазывает Максиму (5 лет 10 мес.) царапину йодом. Мальчик отворачивается, морщится и плотно сжимает губы. Взрослый: «Максим, тебе больно?». Максим: «Мужчины не плачут!»
Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Все, во что включается дошкольник (игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Внешне это выглядит так:
потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
симптом «горькой конфеты» : ребенку плохо, но он старается это не показать.
Но, наряду с особенностями личностного развития дошкольника, в это время перед родителями остро встает ещё одна немаловажная проблема. Многие современные родители считают, что самое главное – это подготовка ребенка к обучению в школе, а для этого нужно по возможности раньше начать его учить – читать, писать и считать. Такое узкое понимание школьной зрелости давно уже отвергнуто в психологии и педагогике. Если же родители ставят перед собой цель добиться школьной готовности, то прийти к её реализации можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства и раскрытия уникального потенциала ребенка. Действительно, современные родители именно в дошкольном возрасте начинают заботиться о развитии ребенка. При этом они могут поставить перед собой разные цели:
обеспечить хорошую педагогическую подготовку к школьному обучению, такие знания и умения, которые дают возможность легко включиться в учебные занятия и с самого начала, с первого класса, быть успешным (тогда маленький ученик почувствует «вкус победы» и будет стремиться к этому все остальные школьные годы, а родители будут им гордиться,
обеспечить интеллектуальное развитие (поскольку лишь тот, кто не «натаскан», а по-настоящему способен, окажется успешным и в школе, и позже, во взрослой жизни,
обеспечить общее развитие личности, чтобы и способности развивались, и круг интересов расширялся, чтобы на что-то стоящее, содержательное была направлена детская любознательность, чтобы ребенок занимался не «из-под палки» и, преодолевая неизбежные в учении трудности, радовался результатам.
Эти цели, независимо от того, насколько они осознаются родителями, сохраняются и сопровождают всю семью позже, на протяжении обучения ребенка в начальной школе. Таким образом, первое, в чем следует разобраться родителям, – что они сами хотят от ребенка, какой путь ему готовят. При этом следует учитывать, что смысл учения у детей и родителей совпадает в первые 2-3 года школьной жизни.
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе является готовность ребенка к обучению в школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Личностная готовность к школьному обучению. Не только педагогам и психологам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой для него школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольников. Влияют и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникают потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь потом появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как ситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу («А мне мама так сказала!»). Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по своей сути – деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, уметь успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика – начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и заканчивая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий.
Для 6-7-летних детей с высоким уровнем психического развития наиболее характерно кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Они следуют общей игровой цели, но видят друг в друге соперников, противников. Они планируют свои действия, предвосхищая результат, и следят за действиями партнера, стараясь ему помешать: «Ну да! Если я тебя пропущу, ты меня опять обгонишь, и я тогда проиграю!». Лишь в крайних случаях наблюдается подлинное сотрудничество, когда дети принимают общую для них задачу и вместе планируют действия: «Давай сначала отвезем твою машинку в гараж, а потом мою». Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. Если ребенок говорит, что он «хороший», его рисунок «самый красивый» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника, нельзя говорить о личностной готовности к обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Исходя из этого, взрослый должен
ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделав своей (тогда у ребенка появится желание ее достичь);
направлять, помогать в достижении цели;
приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и давать необходимую систему знаний об окружающем мире. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.
Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе. Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонко развитые высшие чувства; сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен управлять своим поведением, умственной деятельностью.
К 7 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов. У ребенка должна быть сформирована организованность. Он должен уметь организовывать рабочее место, своевременно начинать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Таким образом, подготовка ребенка к школе должна быть комплексной и осуществляться на протяжении всего дошкольного детства.
В целом, до поступления ребенка в школу родители должны помнить, что это последний период в жизни взрослеющего чада, когда они остаются для него единственно значимыми и ценными, когда родитель сохраняет своё центральное положение в мире ребенка, выступает как источник познания, человек, обладающий знаниями, умениями, нравственными нормами. Важная задача родителей в этот период – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности.
Использованная литература:
1. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – Ростов-на-Дону, 2007.
2. Мухина, В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка / В. С. Мухина // Вопросы психологии. – 1988. – №2.
3. Смирнова, Е. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития / Е. Смирнова, О. Гударева // Дошкольное воспитание. – 2003. – №10.
4. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб., 2007.
5. Хилько, М. Е. Возрастная психология / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева 2006г.