Папки-передвижки

Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста

Оксана Абраменко
Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста

Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста

Parental behavior as a basis for complete personal development of a frequently ill child of senior pre-school age

Ключевые слова: часто болеющие дети, родительское отношение, личность ребенка, типы родительского отношения, агрессивность.

Публикация «Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Аннотация. Статья посвящена особенностям родительского отношения, которые негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения, мешают полноценному развитию личности ребенка. Особое внимание в работе уделяется результатам нашего исследования эмоционального благополучия и типам семейного воспитания часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Key words : frequently ill children, parental attitude, child’s personality, aggressiveness.

Annotation

The article concerns features of parental attitude, which exert negative influence on health of coming generation, and prevent complete development of a child’s personality. Special attention is paid for the research results of emotional well-being, types of family upbringing and aggressiveness of frequently ill children of senior pre-school age.

Социально-экономические преобразования в России, обуславливают изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение микроклимата семьи, являются причинами, которые провоцируют рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Для общества являются приоритетными задачи, направленные на формирование физически развитой и психологически здоровой личности, способной к продуктивной деятельности и конструктивному межличностному взаимодействию.

Классики отечественной психологии подчеркивают роль социальной среды в психическом развитии детей. Главным институтом воспитания подрастающего поколения, целенаправленного формирования фундамента психического здоровья детей является семья. В семье закладываются основы личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., взаимоотношения детей и взрослых формируют особенности личности подрастающего поколения. Родительское отношение это комплекс всех отношений в семье. Многие исследователи высказывают мнение (D. W. Winnikot, 1965; А. А. Любянская, 1977 и др., что ребенок не только «получает любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношение родителей, как к себе, так и друг к другу», т. е. является субъектом взаимоотношений.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей.

Наиболее частыми причинами обращения к помощи профессиональных психологов являются семейные конфликты с детьми и сложности в общении. Особенности поведения, нарушения эмоционально-волевой сферы, являются результатом присвоения детьми особенностей взаимоотношений, которые транслируются взрослыми в семье.

Исследователи (Багдасарьян И. С., Николаева В. В., Спиваковская А. С., Осницкий А. К., Прихожан Н. Н., Паренс Г., Сирс Р. С., Маккоби Е. Е., Мид М., Левин К., Личко А. Е., Филиппова Г. Г., Хорни К., и др., изучающие влияние родительских отношений на развитие и формирование детей приходят к заключению, что неконструктивные взаимоотношения, семейная дисгармония, обстановка чрезмерной опеки и запугивания способствует развитию личности по невропатическому и психопатическому типу, проявлению агрессивных тенденций, тревожности, эмоциональной незрелости. Особое внимание в работе уделено часто болеющим детям. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития личности соматически больных детей. В письме Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009г. указывается, что за 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 11 %.

Следует отметить, что рядом авторов (И. Г. Гагаркина,2006; В. Н. Шестакова, 2006; М. А. Пунина, 2006; Ж. Г. Чижова, 2006) отмечается факт нарушения состояния здоровья детей, вызванный микросоциальными факторами (постоянными стрессовыми ситуациями, испытываемые матерью; низкий экономический уровень семьи; плохие условия проживания; перенесенные инфекционные заболевания ребенком на первом году жизни; патология воспитания; конфликты в семье; посещение ДДУ; алкоголизация родителей и т. п).Эти и другие микросоциальные факторы способствуют проявлению агрессивных тенденций детей.

Важность и необходимость изучения соматически больного ребенка через исследование социальной ситуации его развития, подтверждают многие ученые (Арина Г. А. и Коваленко Н. А., 1995; Братусь Б. С., 1988; Зейгарник Б. В., 1998; Ковалевский В. А., 1997; Николаева В. В., 1987; Тхостов А. Ш. и Арина Г. А., 1991 и др.)

Дефицитарность социальной ситуации развития соматически больного ребенка оказывает влияние на ход познавательного и личностного развития ребенка, а также способствует формированию определенных типов родительского отношения (В. В. Николаева, 1994; Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, 1995; А. А. Михеева, 1999; Е. В. Котова, 2004 и др.).

В ходе нашего исследования особенность родительского отношения с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста происходило путем определения эмоционального благополучия ребенка в семье и определения типа семейного воспитания. С этой целью были использованы следующие методики: рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман, А. Л. Венгер, 2001, тест-опросник «Анализ семейного воспитания» (Эйдемиллер Э. Г.).

Анализ полученных результатов позволяетсделать заключение, что во всех семьях (полных и неполных) часто болеющих детей старшего дошкольного возраста присутствует нарушенный тип родительского отношения (доминирующая гиперпротекция 17,5%, потворствующая гиперпротекция 27,5%, жестокое обращение 2,5%, эмоциональное отвержение 30%, повышенная моральная ответственность 22,5%).

Преобладающим типом неэффективного (нарушенного) родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста является потворствующая гиперпротекция (27,7%, эмоциональное отвержение (30%) и повышенная моральная ответственность (22,5%). Наряду с этим, необходимо обратить внимание на тот факт, что в категории здоровых детей неэффективные детско-родительские отношения преобладают у 52,5% диагностируемых семей (потворствующая гиперпротекция 10%, доминирующая гиперпротекция 7,5%, эмоциональное отвержение 5%, повышенная моральная ответственность 22,5%, безнадзорность 7,5%). Результаты нашего исследования подтверждают мнение различных авторов (Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, 1995; В. Николаева, 1995; А. А. Михеева, Е. О. Смирнова, С. М. Чечельницкая, В. Н. Касаткин, 1999; И. Г. Киян, И. В. Равич-Щербо, А. Г. Румянцева, 2000; И. Г. Гагаркина,2006; В. Н. Шестакова, 2006; М. А. Пунина, 2006; Ж. Г. Чижова, 2006) о том, что одним из ведущих факторов возникновения и развития заболевания детей является родительское отношение. Ребенок, который не получает в полной мере внимания, потребности которого не всегда удовлетворяются, склонен использовать «уход в болезнь», с подсознательной целью получения недостающей любви и внимания от родителей. Кроме того, по мнению многих ученых (А. А. Аладьин, 1996; Г. Э. Бреслав, 2006; И. В. Котова, 2004; Д. А. Леонтьев, 1987; И. А. Фурманов, 1997; К. Хорни, 1974 и др.) негармоничное семейное воспитание способствует проявлению негативизма, агрессивных тенденций ребенка. Результаты нашего исследования позволили выявить качественные отличия в особенности проявления агрессивного поведения в категории часто болеющих детей : косвенная агрессия, чувство вины, аутоагрессия, вербальная агрессия, агрессия как темперамент, отказ выполнять правила. Исследование агрессивности проводилось с помощью методики «КРС» (Р. Бэнс, С. Кауфман, А. Л. Венгер, 2001, опросника Спилберга, диагностики Басса-Дарки. В категории здоровых детей старшего дошкольного возраста агрессивное поведение имеет следующие особенности: физическая и вербальная агрессия, стремление к лидерству, стремление все сделать лучше других. Анализ полученных результатов не выявил достоверных отличий в уровне проявления агрессивности часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется отметить особенность рисования часто болеющих детей, которая имеет явные различия, в сравнении со здоровыми детьми старшего дошкольного возраста : 70% часто болеющих детей использовали в основном более холодные, темные тона, хотя им предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи. По мнению С. К. Кауфман (2003, это указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи. В некоторых рисунках детей члены семьи отделены друг от друга видимыми границами или значительный по размеру предмет отделяет взрослых от ребенка; члены семьи изображены в машине с затемненными окнами; первенство в рисовании отдавалось изображению предметов, что свидетельствует об эмоциональном дискомфорте ребенка в семье (А. Л. Венгер, 2001). Некоторые дети не изображали самого себя в составе семьи (это может свидетельствовать о том, что ребенок не чувствует принадлежности к своей семье, не может определить свое место в кругу семьи). Данные показатели можно отнести к признакам эмоционального неблагополучия ребенка в семье. Такие особенности рисования свидетельствуют о неблагоприятной эмоциональной атмосфере в семьях часто болеющих детей. В категории здоровых детей эмоциональное неблагополучие обнаружилась у 25% детей.

Таким образом, анализ исследования родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста позволяет сделать заключение о том, что в семьях имеющих соматически больных детей формируются своеобразные отношения, обусловленные дефицитарной ситуацией развития ребенка. Микросоциальные факторы способствуют ухудшению здоровья детей. Неэффективное (нарушенное) родительское отношение негативно сказывается на эмоциональном благополучии и отрицательно влияет на развитии личности часто болеющего ребенка.

Американский исследователь Г. Л. Лэндрет (2000) анализируя детско-родительские отношения, указывает на то, что родители нуждаются в помощи. Им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию конструктивных взаимоотношений с детьми, что обусловит полноценное развитие личности подрастающего поколения.

Литература

1. Арина Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. – 1995. – Т. 2. - №3 С. 116-124.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М. : Просвещение. - 2000. – 207с.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6т. – М., 1983. – Т. 5. – 369 с.

4. Гагаркина И. Г. Дисгармоничное нервно-психическое развитие детей и подростков : клинический и социальный аспекты: монография/И. Г. Гагаркина. – 2006 – 252с.

5. Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис. канд. психол. наук. – М., 1998. 227 с.

6. Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей : Монография [Текст] /Е. В. Котова. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. – 156с.

7. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. : Междунар. пед. академия, 2000. – 368 с.

8. Семаго Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.– 203 с.

9. В. Н. Шестакова, М. А. Пунина, Ж. Г. Чижова. Состояние здоровья детей из неполных семей и их готовность к школьному обучению// Поликлиника. № 1. 2006. – с. 23.

Публикации по теме:

Организация развивающей среды как основа обеспечения речевого развития ребенка Ребенок развивается на фоне среды. И среда должна быть не просто "обстановкой", а источником детского развития. Все,что воздействует на.

«Ручной труд — как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»«Ручной труд — как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» "О смысле жизни спросите меня, Я вам отвечу может быть не сразу. Не буду я искать крылатой фразы И говорить о буднях бытия. У нас у каждого.

Опыт работы «Художественный труд как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд Актуальность Одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена.

Работа воспитателя по взаимодействию детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными.

Родительское собрание «Семья-основа развития и становления личности ребёнка» Форма проведения: дискуссионный клуб - Как вы понимаете понятие ЛИЧНОСТЬ? Опросный лист. «Ценности вашей семьи» Мы знаем, что каждая семья.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка.Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка. Познавательное развитие – является одним из основных направлений работы с детьми в дошкольном образовании. Познание ребенка должно основываться.

Театрализованная деятельность как основа развития гармоничной личности дошкольника. В связи с введением новых стандартов в сфере дошкольного образования воспитателю в первую очередь необходимо пересмотреть устоявшиеся формы.

Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2016 в 11:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД