Приложение МААМ

Родительское собрание «Капризный ребенок? Находим общий язык»

елена морозова
Родительское собрание «Капризный ребенок? Находим общий язык»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

родительского собрания в интерактивном режиме

Тема: «Капризный ребенок? Находим общий язык».

составила:

педагог-организатор

Морозова Е. В.

Пояснительная записка

Публикация «Родительское собрание „Капризный ребенок? Находим общий язык“» размещена в разделах

Данная методическая разработка является методическим материалом для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования. Целью методразработки является оказание методической помощи при организации педагогической поддержки родителям учащихся и проведении тематического родительского собрания.

Проведение родительских собраний – один из элементов в структуре воспитательной работы учреждений дополнительного образования, сотрудничестве родителей и педагогов.

Данная тема родительского собрания является актуальной в наше время. Ведь капризы и упрямство ребенка – повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение – помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Но не всем родителям известно как справится с этой проблемой, и как следует себя вести, если капризы и истерики у ребенка постоянны, что может быть следствием заболевания нервной системы.

Ожидаемые результаты

В ходе данного родительского собрания родители познакомятся с различными способами преодоления детских капризов и упрямства. Научатся определять причины их возникновения, предупреждать и преодолевать капризы своих детей. Обменяются практическим опытом воспитания детей, научатся приемам и вопросами конструктивного общения родитель – ребенок.

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Форма проведения: круглый стол

Ход родительского собрания.

Вступительное слово (СЛАЙД 1)

- Добрый день, уважаемые родители! (СЛАЙД 2)

I.Этап «Мотивационный» (3 мин.)

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Да, наши дети рождаются именно для этого. А всегда ли так бывает?

Игра «Камушек в ботинке»

«Скажите, попадал ли вам когда-нибудь камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом были?» (родители рассказывают о своих ощущениях, о случаях из жизни). Согласитесь, если камушек вовремя не вытряхнуть из ботинка, то он будет причинять неудобство и даже боль. А всегда ли ваши дети вас радуют? (ответ родителей) Иногда они сердятся, взволнованы или сделали что-то неприятное, это воспринимается нами как камушек в ботинке, который мешает. Поэтому камушек лучше сразу вытащить, то есть сказать о своих проблемах, чувствах. Подумайте, не чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке». Если вам ничего не мешает, то вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

(Родители делятся своими проблемами в воспитании детей)

Итак, мы выяснили, что капризы и упрямства детей – это те камушки, которые омрачают, порой вашу жизнь. Как помочь решить эту проблему, помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

II. Этап «Интерактивная работа с родителями» (10 мин.)

Разделимся с вами на 4 группы. Я попрошу каждую группу написать ряд вопросов, которые вы хотели бы обсудить на родительском собрании.

(Родители записывают вопросы, сдают ведущему родительского собрания)

В начале мы должны обсудить, что мы понимаем под словом «каприз»? (Ответы родителей ведущий записывает на доску) (СЛАЙД 3)

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. (СЛАЙД 4)

Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.

- Почему возникают капризы? (СЛАЙД 5)

Как вы думаете, каковы причины их возникновения?

(Родители предлагают свои версии).

Психологии приводят свои версии. Вот некоторые из них:

1. Каприз ребенка возникает, если требования реальности к нему не соответствуют его еще слишком скромным силам. К примеру, всем знакомы ситуации, когда ребенок капризничает от усталости или от голода. Такие капризы трудно понять, потому что сам ребенок не может объяснить чего ему не достает, а внешние обстоятельства не всегда дают объяснения его поведению. (Кондякова Анна Вячеславовна, психолог психоаналитического центра г. Москва)

2. Детские капризы – это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребенком – значит игнорировать значительную часть его истинных потребностей. (Психолог Детского Центра "ЛОГОС")

3. Детские капризы почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, «только бы он не расстроился», то последствия такого воспитания – обычная капризность, избалованность и вседозволенность. (Мария Шантаренкова, психолог)

4. Причины капризов кроются в неразумной родительской любви, заласкивании малышей, потворство их прихотям, удовлетворении и предупреждении их желаний (часто совсем необоснованных, изнеживании детей. В такой атмосфере ребенок совершенно уверен, что со стороны родителей не будет никакого отказа в удовлетворении любого его желания. Избыток родительской заботы парализует активность ребенка, заласкивание и изнеживание ребенка развивает и закрепляет эгоистические черты личности. Малыш привыкает к роли кумира в семье, которому все поклоняются. (Наталия Талай, сотрудник центра психологической поддержки «Вектор жизни»)

III. Этап «Информационный» (2 мин.)

Причины возникновения детских капризов. (СЛАЙД 6)

Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность. Нарушения режима дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни, переутомление (физические перегрузки) – могут спровоцировать капризы малыша.

Есть еще несколько причин возникновения детских капризов. Вот несколько примеров:

1. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого. (СЛАЙД 7)

2. Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого. Уровень самостоятельности ребенка крайне низок. Поэтому такое поведение – это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности. (СЛАЙД 8)

3. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность.

4. Капризы могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.

IV. Этап «Работа в группах» (обсуждение педагогических ситуаций) (5 мин.)

Как справиться с капризным ребенком. (СЛАЙД 9)

В каждой семье есть свои методы преодоления капризов. Давайте разберем такую ситуацию: «Ребенок в магазине падает на пол, размахивает руками и ногами, требуя купить ему игрушку. Что вы будете делать в этой ситуации? Обсудите в своей группе разные варианты и выберите самый наилучший по вашему мнению. Когда все группы будут готовы, вы озвучите решения этой проблемной ситуации.

(Обсуждение проблемной ситуации родителями)

Итак, я вижу, все группы готовы озвучить свои варианты. (Представители каждой группы высказывают свое мнение).

Я думаю, вы со мной согласитесь, что преодолеть капризы можно, если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, не будут идти на поводу у капризного ребёнка : то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», будут развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности со взрослыми.

Для этого взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Ребенок, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.

V.Этап Групповая работа (разработка памятки «Секреты эффективной похвалы») (10 мин.)

Что же нам делать? (СЛАЙД 10)

Нет ничего такого, что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем.

Еще важно помнить главное правило в борьбе с капризами : хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Я предлагаю каждой группе разработать памятку Секреты эффективной похвалы (СЛАЙД 11). Напишите, пожалуйста, как нужно хвалить наших детей.

(Родители составляют памятку «Секреты эффективной похвалы»)

Вы готовы? (Родители сдают свои памятки, ведущий зачитывает)

Давайте подведем небольшой итог и составим общую памятку.

1. Хвалите за конкретные дела.

Это значит, что нужно описывать поведение, за которое вы хвалите ребенка : «Спасибо за то, что помог мне донести продукты». Так в сознании детей выработается связь между определенным поведением и похвалой.

2. Выражайте личное отношение.

Хваля ребенка за хорошее поведение, не забывайте использовать местоимения «я», «мне» и т. д. Нужно, чтобы он понял, что его хвалят не какие-нибудь космические силы, а конкретно вы: «Мне очень понравилось, как ты надел пижаму» вместо «Молодец! Ты хорошо надел пижаму».

3. Сосредоточьте на похвале все свое внимание.

Не хвалите ребенка, уткнувшись в газету или в телевизор, а также из другой комнаты. Встаньте, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было заглянуть ему в глаза, и дайте понять, что все ваше внимание сейчас сосредоточено на нем.

4. Выглядите радостными.

Совет кажется очевидным, но слишком много людей забывают о нем. Недостаточно просто сказать «молодец» или «хорошо». Если вы говорите это усталым или недовольным тоном, все еще расстраиваясь из-за того, что он натворил пять минут назад, то такая похвала не сработает. Постарайтесь хотя бы изобразить на своем лице довольное выражение – чем ярче и живее, тем лучше.

5. Не забывайте о физическом контакте

Дети буквально расцветают, когда им уделяют физическое внимание, то есть дотрагиваются до них, гладят и т. д. Должно быть, вы не раз видели, как обезьяны ищут друг у друга блох, в том числе и у своих детенышей. Для них это высочайшее удовольствие. Обнимите вашего ребенка и прижмите его к себе.

6. Похвала должна быть немедленной

Если вы хотите закрепить поведение, то не стоит откладывать похвалу на потом. Как только вы увидите что-то положительное, немедленно хвалите за это ребенка. Чем быстрее вы станете расточать похвалы, тем лучше ребенок поймет, за какое поведение его хвалят. Отсюда также следует, что больше внимания следует уделять хорошему, а не плохому поведению.

7. Игнорируйте поведение, которое вам не нравится.

Хвалите поведение, которое вам нравится.

Каждому из вас я раздам эту памятку, которая будет полезна вам в воспитании детей.

VI. Этап «Информационный» (10мин.)

Еще один способ справиться с детскими капризами : переключение внимания. (СЛАЙД 12)

Что касается маленьких детей, то переключение внимания – это также достаточно мощное средство контроля за их поведением. Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95% случаев.

Легче всего это делать в игровой форме. Если вам самим ужасно скучно и неинтересно, то, скорее всего, фокус не пройдет. Веселье заразительно. Границы же этого приема так и не изучены. Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые формы переключения внимания, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали.

Стоит, правда, признаться, что некоторым переключение внимания дается нелегко. Люди как-то внутренне сопротивляются этому. Но как только вы привыкнете пользоваться этим приемом, жить станет легче и веселее. Если вам трудно усвоить концепцию переключения внимания, я предлагаю познакомиться с некоторыми примерами.

Смените тему

Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!", сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию

Оживите обстановку. Например, вместо «Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!» можно сказать: «Давай полетим в ванну, как дракончик!», схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду.

«Станьте на время ребенком»

Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как ребенок, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: «Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!» Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее веселое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

«Откровенное вранье»

Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш-ш-ш!» Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: «Динозавры!» — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все, что угодно.

Ещё одним способом справиться с капризами детей может стать сказка развлекательного и познавательного характера. Необходимо показать ребенку, как его капризное поведение выглядит со стороны. Попробуйте придумать какую-нибудь историю, в которой главным героем будет девочка или мальчик того же возраста, что и у вашего ребёнка. Расскажите своему ребёнку, какая большая неприятность произошла с героем сказки после того, как он капризничал. Только это повествование должно закончиться хорошо. Необходимо обсудить с ребёнком, из-за чего у героя сказки возникли проблемы, и как их можно было избежать. Такие сказки лучше всего рассказывать малышу перед сном, когда он спокоен и может внимательно вас выслушать. Обычно после таких рассказов дети обещают так никогда не делать.

Бывают ситуации, когда дети требуют каких либо покупок. Тогда расскажите, как один мальчик постоянно просил много машинок у родителей, и папе с мамой пришлось очень много и долго работать для того, чтобы насобирать на них денег. По этой причине мальчик остался один, он одиноко засыпал, с ним никто не играл и не обнимал его, но вокруг было множество бездушных, не умеющих говорить машинок.

(СЛАЙД 13)

Я понимаю, что не у всех есть время на придумывание сказок. Для таких случаев рекомендую книгу «Исцеляющие сказки от 33 капризов» (автор - Ирина Владимировна Маниченко, она может во многом помочь.

В начале собрания вы записывали вопросы, которые хотели обсудить. И один из часто задаваемых вопросов: «Нужно ли обращаться к специалисту?» (СЛАЙД 14)

Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Обратитесь к детскому неврологу если:

- ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;

- истерики становятся все более частыми и агрессивными;

- у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;

- малыш наносит повреждения себе и окружающим;

- истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;

- истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.

Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. Не позволяйте детям добиваться желаемого с помощью капризов и истерик. Будьте терпеливыми и находите компромиссы. Большинство капризов можно предотвратить, поняв их причины.

VII. Этап «Рефлексия» (5 мин.)

На нашем родительском собрании мы обсудили с вами важный вопрос воспитания «Как найти общий язык с капризным ребенком. Подведем итоги. У нас есть два плаката: на одном изображен капризный ребенок, на другом – веселый. Если информация, полученная сегодня, вам была интересна и полезна, вы приклеите смайлик на плакат с изображением веселого ребенка. В обратном случае, если вы считаете, что потратили время в пустую, приклеите смайлик на плакат с капризным ребенком.

(Родители приклеивают смайлики на плакаты). Комментарий результатов рефлексии.

Мы с Вами продуктивно поработали: узнали причины капризного поведения ребенка, обсудили приемы погашения капризов. Вы – молодцы: были активны в обсуждении, делились своим опытом, предлагали интересные приемы работы с капризным ребенком.

На память о сегодняшнем собрании Вам еще одна памятка «Как справиться с детскими капризами и упрямством».

Всего доброго, до свидания.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Я говорю!»Родительское собрание «Я говорю!» «Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать,но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!».

Родительское собрание «Мастерство народных рук» Подготовила: Полторацкая Н. Н. Воспитатель высшей квалификационной категории. Цель: сохранение и формирование семейных традиций, воспитание.

Родительское собрание «Мир оптимистов»Родительское собрание «Мир оптимистов» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем.

Родительское собрание «Познаём вместе» Задачи: 1. Познакомить родителей с возрастными особенностями развития у детей коммуникативных и социально- личностных качеств, через поисковую.

Родительское собрание «Экология и мы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 408 620007, г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 33, тел. 252-07-30,.

Родительское собрание по ПДД Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.

Родительское собрание по ПДД План проведения собрания: 1. Вступительное слово. 2. Сообщение воспитателя группы. 3. Выступление детей подготовительной группы. Инсценировка.

Родительское собрание: «Родительский дом» Родительское собрание. «Родительский дом» Воспитатель мини-центра разновозрастной группы 3-5 лет. Морозова Ольга. «Самыми главными «мастерами»,.

Родительское собрание «Я и мой ребёнок» 1. Психологическая игра с родителями «Кто я, какой я» - надо представиться и назвать свои сильные и слабые стороны; 2. Сообщение воспитателя.

Родительское собрание — территория сотрудничестваРодительское собрание — территория сотрудничества Самая распространенная форма работы с родителями в детском саду – это собрание. Неслучайно такая форма работы является востребованной педагогическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Капризный ребенок? Находим общий язык»
Опубликовано: 22 июня 2016 в 16:27
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Капризный ребенок? Находим общий язык»» (включая файлы) размещена пользователем елена морозова (УИ 730499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД