Татьяна Павловна Белоусова
Родительское собрание «Адаптация первоклассников в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее родительское собрание провожу для родителей детей подготовительной группы (выпускников). Посвящаю его вопросам адаптации к школе и возможным трудностям, с которыми придется встретиться. Делаю это для того, чтобы родители были готовы и могли предвосхитить сложные ситуации. Рассказываю им реальные ситуации из своей практики и даю советы по их преодолению и профилактике.
Ниже привожу свою примерную речь.
Публикация «Родительское собрание „Адаптация первоклассников в школе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Адаптация. Родительские собрания
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поступление ребенка в школу сопровождается:
• Возникает новая эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
• Появляется комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности,, появление новых обязанностей.
На данном этапе жизни ребенка отмечается:
• Интенсивное развитие интеллекта.
• Развитие теоретического мышления.
• Интенсивное развитие словесно – логической памяти, смыслового запоминания.
• Развитие дифференцированного, анализирующего восприятия.
• Изменение внутренней позиции ребенка.
• Развитие волевой регуляции поведения (волевые качества характера).
• Изменение отношения к учебной деятельности (появление интереса к результату своего труда).
Причины школьной дезадаптации могут быть следующие:
• Несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым школой (содержание обучения).
• Недостаточный уровень интеллектуального развития.
• Социальная незрелость ребенка (низкий уровень развития коммуникативных навыков, неумение общаться с окружающими).
• Состояние здоровья.
• Физиологические особенности ЦНС.
• Низкий уровень самооценки, комплекс неполноценности.
• Психический инфантилизм.
• Неразвитость мотивационной сферы.
• Отсутствие ситуации успеха.
• Низкий уровень самоорганизации.
Неразвитость мотивационной сферы может проявляться в пропусках уроков, невыполнении д/з, пассивности на уроке, демонстративности поведения. Как бороться с этим? Здесь прежде всего учитель будет направлять свои усилия на:
• Создание ситуации успеха.
• Авансирование успеха.
• Использование альтернативных форм обучения.
• Дифференциация и индивидуализация обучения.
А родители должны всяческими способами повышать интерес к обучению и к школе в целом. Нельзя позволять себе негативные высказывания в адрес школы или педагога, даже, если вас что то и не устраивает. Ребенок тонко чувствует и считывает такую информацию на интуитивном уровне.
Низкий уровень самооценки, комплекс неполноценности будет проявляться в неуверенности, отказах от ответов, снижении качества работы при самостоятельной деятельности, демонстрации своего инфантилизма, прошептывании ответов. Учитель в данном случае будет прибегать к следующим средствам:
• Дифференциация и индивидуализация обучения.
• Рефлексия урока с ребенком на перемене.
• Опора на его зону ближайшего развития (ЗБР).
А задача родителей: поддерживать, хвалить даже за пустяки, всячески показывать значимость ребенка и его достижений для всей семьи.
Низкий уровень самоорганизации – несобранность, неряшливость во внешнем виде, неготовность к уроку, забывчивость. Учитель совместно с родителями будет направлять свои усилия на
• развитие умения структурировать свое свободное время;
• выработка единства требований школы и семьи (порядок на парте- столе, готовность к уроку);
• разумная опека и контроль, исключение гиперопеки.