Ольга Владимировна Макушкина
Родительское собрание как форма организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальной формой взаимодействия педагогов с родителями является родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Публикация «Родительское собрание как форма организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
В течение учебного года в детском саду проводится 2-3 собрания. Первое, наиболее официальное собрание проходит в сентябре с участием заведующей и методиста (также могут присутствовать и другие работники детского сада в зависимости от вопросов, которые будут подняты на родительском собрании).
На этом собрании заведующая и методист очерчивают план работы с детьми на текущий учебный год, дают родителям советы по работе с детьми для лучшего усвоения программы и обращают внимание на режимные и дисциплинарные моменты (приводить детей в строго установленное время, принимать участие в субботниках и т. д.).
Затем слово передается воспитателям группы, и они более детально информируют родителей о том, по какой методике будут заниматься с детьми, с чем следует поработать дома, какие учебные пособия требуются для занятий в детском саду и как родители могут улучшить оснащение группы, в целом (может целесообразно обновить ковер, пылесос, шторы на окна, моющие средства, игрушки в группу, игрушки для прогулки и т. д.).
Далее родители обсуждают с родительским комитетом, что из вышеперечисленного они готовы купить и сколько денег на это сдать.
Во время родительских собраний может проводиться анкетирование родителей с целью выяснить условия проживания ребенка, особенности воспитания ребенка в семье и готовность родителей принимать активное участие в жизни группы.
Последующие родительские собрания проводятся в более тесном кругу – только воспитатели и родители. Спектр обсуждаемых вопросов остается прежним, но помимо этого воспитатели рассказывают о работе, проведенной с детьми, о проблемах, возникших у конкретных детей, о дисциплинарных моментах.
Десять правил проведения родительских собраний.
1. Собрание должно запомниться.
2. Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
8. Уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться более 1ч. 20 мин. (20 мин. – донести новую информацию, 15-20 мин. – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин. – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10. Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в ДОУ :
1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3. Обеспечить присмотр за детьми.
4. Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т. д.
5. Сделать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7. Сообщения должны быть короткими.
8. Оживить собрание шуткой – посмеяться всегда хорошо.
9. Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.