Наталия Николаевна Дегтярева
Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку стать успешным?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема родительского собрания : «Как помочь ребенку стать успешным?»
Подготовила Дегтярева Н. Н. воспитатель I квалификационной категории. Новобурейский д/с "Искорка".
Педагог приветствует родителей. Далее проводит игру «Цветок настроения». Слайд 2
Публикация «Родительское собрание на тему: „Как помочь ребенку стать успешным?“» размещена в разделах
- Все родители хотят видеть своих детей успешными – в детском саду, в школе и дальше по жизни. Какую же модель воспитания выбрать, чтоб малыш рос уверенным в себе, а в дальнейшем стал успешным человеком.
Давайте поговорим о том, как сделать так, чтобы жизнь ребёнка не превращать в вечный экзамен, а нам – взрослым быть не экзаменаторами, а друзьями, которые не только хотят, но и умеют помогать детям.
Для начала попробуем проверить себя, хорошо ли мы знаем своего ребёнка, его проблемы. Не сомневайтесь, их у каждого ребёнка не меньше, чем у нас, взрослых.
Игра с мячом (поймав мяч, быстро ответить на вопрос) : любимое занятие моего ребёнка? имя лучшего друга, подружки? любимая сказка? моему ребёнку нравится, когда, мой ребёнок обижается, если, наша любимая с ним (с ней) игра, я советуюсь с сыном (с дочкой, если, мы любим гулять, мой ребёнок боится. и др.
- Я рада, что вам не безразличны интересы ваших детей.
- А не хотите ли вы получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Способствуют ли ваши отношения становлению личности ребёнка? (приложение 1).
Ну что ж, а теперь попробуем разобраться, кто же это «успешный ребёнок», какие качества необходимо развивать для этого (приложение 2).
Попробуйте объяснить свой выбор. Каким образом эти качества развивать? (ответы родителей, отметить те качества, которые чаще прозвучали).
- А с какого возраста начать воспитывать «успешного человека»?
- Давайте обратимся к психологу. Вот что думает об этом психолог Пономаренко Анастасия (приложение 3).
Педагог читает слова: слайд 4
"Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу…"
- Родители - это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.
- Молодые родители, мечтая об успешном будущем своих детей, стараются как можно скорее передать детям свой опыт и свои знания. При этом они не задумываются, нужны ли они новому поколению. Поиски своего призвания – это путь, который каждый проходит самостоятельно.
Что нужно для успешности в жизни? Слайд 5
Успешность формируется из трё х составляющих: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.
Когда ХОЧУ, МОГУ и НАДО пересекутся, тогда это будет успешным выбором в жизни.
Итак, что такое ХОЧУ? Слайд 6
Это то, что каждый человек должен понять СЕБЯ, понять СВОИ желания, чувства, мысли. Начинается всё это с детства. Когда родители не навязывают ребёнку свои желания, чувства, мысли, а признают его таким, каков он есть, доверяют ему, дают возможность понять свое тело и душу, понять своё истинное Я.
Что такое МОГУ? Слайд 7
Это – способности. Те, которые заложены генетически и те, которые можно развить. Способности – это сила, ключ к успеху. Если вы узнаете, что вы можете лучше других, вы – успешны в этом. Обычно дети, если им не мешают взрослые, считают, что они могут ВСЁ. И это здорово! Они берутся за всё и все это делают.
Взрослым важно в эти моменты содействовать детям и правильно относиться к их ошибкам.
Что такое НАДО? Слайд 8
Так как человек живёт в обществе, то он должен понимать, нужно ли его ХОЧУ и МОГУ окружающему его миру. И если это так, то три составляющие успешности пересекаются. Такой человек найдет своё призвание в жизни.
- А теперь, я хочу у вас спросить, уважаемые родители. Почему вы хотите, чтоб ваш ребенок стал успешным (родители отвечают)Слайд 9
- Существуют приемы успешности. Давайте, поговорим о них. Слайд 10
Теперь о том, что должен помнить каждый родитель и знать каждый ребенок.
1) отличаться от других – это нормально;
2) совершать ошибки – это нормально;
3) проявлять негативные эмоции – это нормально;
4) хотеть большего – это нормально;
5) выражать своё несогласие со старшими – это нормально.
Не сравнивая ребёнка с другими детьми и позволяя быть самим собой, родители способствуют развитию собственного потенциала ребенка. Ребёнок понимает, чего он ХОЧЕТ и МОЖЕТ. Когда родители не ругают за ошибки детей и сами признают свои неудачи, корректируют себя и учатся на ошибках, дети учатся у них добиваться новых успехов.
Когда ребёнок может сказать «нет» и хотеть большего, но большего он не получает, в нём просыпаются негативные эмоции. Родители! Не бойтесь их! Очень часто родители пытаются оградить детей от разочарования, когда те не получают того, чего хотят. Для детей важно научиться мириться с разочарованием, чтобы снова вставать и двигаться к цели. Ребёнок в это время учится не только управлять негативными эмоциями, но и смотреть внутрь себя, то есть чувствовать. Ребёнок учится чувствовать, выражать и отпускать негативные эмоции. Это значит, он готовится успешно преодолевать жизненные трудности. Люди, которые не достигли в жизни успеха, либо глухи к своим чувствам, либо зациклены на негативных эмоциях и отношениях. Осознание своих чувств помогает детям определить свои потребности (любви и сотрудничества со взрослыми, тогда не нужны наказания, дети сами корректируют своё поведение.
Чтобы стать успешным, нужно освободиться от искусственных ограничений и принять на себя ответственность за свою жизнь.
Успех – это путешествие, а не пункт назначения, потому что приход в пункт назначения означает, что путь окончен. Люди, которые живут каждый день по максимуму, наслаждаясь всем, что приносит новый день, достигают успеха. Успехом можно назвать способность делать жизненный путь как можно более плодотворным и значимым. И осознание этого должно прививаться с самого детства.
Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека. Слайд 11
1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
Говорите ребенку о своей любви : за то, что он такой, какой есть. Чаще обнимайте его, показывайте как он важен для вас. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить, что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете. В этом случае ребенок усвоит, что он достоин любви, уважения и признания, и в любой, даже самой трудной ситуации у него есть родные люди, которые всегда помогут ему.
2. Учите оптимизму.
«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».
Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.
Неудача - это опыт, который необходим для достижения будущих целей.
3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.
Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками.
4. Развивайте красноречие ребенка.
80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.
5. Учите ребенка иметь собственное мнение.
Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать, ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.
Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем.
6. Приучайте к самостоятельности.
Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.
7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.
"Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)
8. Учите ценить время.
С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека.
Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.
9. Приучайте ребенка к ответственности.
С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.
Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.
Развивайте в ребенке привычку держать свое слово
10. Учите ставить цель и достигать её.
С ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.
Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.
- Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности - высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает самого себя, тем лучше он относится к другим, и тем лучше их мнение о нем.
Подарки родителям от детей. Слайд 13
-Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!
Приложение 1
Тест «Какой вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.
2. Посоветуй мне пожалуйста… - 1б.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1б.
4. В кого ты только такой уродился! - 2б.
5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.
6. Ну на кого ты похож (а? - 2б.
7. А я в твои годы …- 2б.
8. Ты моя опора и помощник (ца) - 1б.
9. Ну что за друзья у тебя? - 2б.
10. О чём ты только думаешь? - 2б.
11. Какая (ой) ты у меня умница! - 1б.
12. А как ты считаешь? - 1б.
13. У всех дети как дети, а ты… - 2б.
14. Какой ты у меня сообразительный (ая! - 1б.
Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Приложение 2
Какие качества помогут стать ребенку успешным?
Перед вами список качеств, выберите 3 самых главных на ваш взгляд, которые необходимо развивать, чтобы воспитать ребёнка успешным. Пронумеруйте их по степени значимости.
Трудолюбие, аккуратность, исполнительность, организованность, вежливость, дружелюбие, справедливость, настойчивость, целеустремленность, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, самостоятельность, креативность (творческий подход к работе, уверенность и другие.
Приложение 3
Особенность возраста трех лет — формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков. К сожалению, чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха.». А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность? Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться. Для ребенка рассерженные родители — крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: не высовывайся, тогда тебя будут любить и уважать. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо! Чем подобная установка может обернуться в дальнейшем? Человек будет стараться устроиться на комфортную, но малооплачиваемую работу — просто из соображений безопасности. Чтобы никакой ответственности, а значит, и вероятность наказания минимальна. Будет бояться карьерного роста, новых проектов. Такой работник никогда не проявит инициативы, не пойдет на риск. На любых переговорах будет проигрывать, так как детская установка «сиди тихо, и тобой будут довольны» не позволит ему отстаивать свои интересы. Самое интересное, что у такого человека может быть прекрасное образование, он может знать несколько иностранных языков и быть очень грамотным специалистом. Только вот «сливки» будут снимать другие - начальник, более активные коллеги. Все его замечательные идеи будут выдаваться за свои другими людьми, которые не боятся не понравиться. Вывод напрашивается очень простой: поощряйте самостоятельность своего ребенка, особенно в возрасте от 3-х лет. Пусть максимально все, что он может сделать сам - делает. Хвалите за инициативу, подбадривайте, если что-то не получилось. Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Проявите терпение. Да, собираться на прогулку вы будете дольше, ведь он сам завязывает шнурки, и делает это долго. Но игра стоит свеч. И, ради Бога, не обращайте внимания на разбитые чашки и испачканную мебель. Если ваш ребенок вырастет активным и самостоятельным, он купит вам новую, еще лучше прежней.