Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы»

Волкова Евгения
Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы»

Цели:

1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся;

2. Помочь родителям искоренить эти причины.

Задачи:

1. Разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком;

2. Повысить психологическую грамотность родителей.

Оборудование: классный журнал, тетради учащихся, табеля с отметками за 1 полугодие.

Ход собрания:

1. Слово классного руководителя.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям

Я бы выделила следующие причины неуспеваемости:

• СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

• НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

• ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рассмотрим каждую из причин.

Социальные причины

• Социальная среда, в которой воспитывается ученик

• Низкий уровень жизни родителей

• Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей

• Особенности домашнего воспитания

• Систематические прогулы занятий

• Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»

Наследственность

• Неблагоприятная наследственность

• Медлительность

• Чрезмерная робость, стеснительность

• Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения

• Врождённая неспособность к умственному труду

Как установить контакт с ребенком?

• устранить все, что порождает конфликт;

• перестать читать нотации;

• не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

• нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

• относиться сдержанно к школьным неудачам;

• интересоваться, чем живет ваш ребенок;

• постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

• выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

• совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

• ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

• создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

• никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

родители должны сами предлагать помощь;

• помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

• добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

• относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

• нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

• добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

• добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

• не позволять отвлекаться на посторонние дела.

2. Общие рекомендации

• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов

• Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю

• Приучайте его к самостоятельности постепенно (В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.)

• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;

• Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;

• Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;

• В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;

• Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;

• Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;

• Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;

• Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;

• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;

• В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

И в завершении нашей встречи давайте попробуем определить для вас и вашего ребенка цель этого учебного года.

Памятка для родителей

1. Установить контакт с ребенком.

2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

4. Иметь четкий распорядок дня.

5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

7. Сделать период включения в работу минимально коротким.

8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Публикации по теме:

Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников При правильной организации воспитательного процесса у большинства родителей дошкольника устанавливаются положительные отношения с педагогами,.

Родительское собрание среди первых младших групп «Итоги адаптации» Родительское собрание среди первых младших групп «Итоги адаптации» При входе в зал некоторым родителям раздаются жетоны (голубого, зелёного.

Консультация для родителей «Плохая успеваемость в школе: причины, пути решения» Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельностиТипичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности В процессе всех видов изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он.

Родительское собрание для детей второй младшей группы «Проблемы воспитания детей младшего дошкольного возраста» Протокол Родительского собрания 2 младшей группы 4 декабря 2017 г. Общее количество родителей – 44 чел. Присутствовало: 36 чел. Отсутствовало:.

Родительское собрание «Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников» Родительское собрание на тему: «Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников» Задачи собрания: 1. Познакомить родителей.

Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции» Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию.

Упрямство — что это такое. Их причины. Способы преодоления. Упрямство – самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться взрослым. Зачастую, нам не хватает терпения разобраться в.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы»
Опубликовано: 21 января 2018 в 19:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...