Родительское собрание «Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников»

Лилия Дамберг
Родительское собрание «Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников»

Родительское собрание на тему:

«Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников»

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.

2. Помочь выбрать правильную тактику поведения по отношению к подростку.

3. Предупредить конфликтные ситуации в семье и школе.

Вступление

В каждом возрасте появляется интерес к конкретным аспектам жизненно важных тем. Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют его последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня с надписью: «Налево пойдешь… направо пойдешь…». В одну сторону – путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.

Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находятся большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все они с особой остротой переживают своё взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.

Беспомощными при этом нередко оказываются самые заботливые взрослые – педагоги и родители. Не понимая, что происходит при их взаимодействии с подростком, и находясь при этом в стрессовом состоянии, они усугубляют кризисное состояние ребенка.

Потому так важно, знать особенности подросткового возраста, пути преодоления подросткового кризиса, иметь правильное представление о поведении с детьми подросткового возраста.

1. Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит перестройка всего организма подростка. Это период бурного, и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подросток осознает и переживает свою угловатость, нескладность.

В подростковом возрасте несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т. д.

Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит, зачастую, к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.

Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.

2. Правильная тактика поведения по отношению к подростку

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Рекомендации родителям:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда наступит первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

10. Помните: недоверие оскорбляет!

3. Как предупредить конфликтные ситуации в семье и школе

В период взросления подросток требует к себе отношения как к взрослому от родителей, учителей, и от сверстников. Подростки в этом возрасте противоречивы. Они могут в семье поступать по своему, а в среде сверстников могут играть роль соглашателей, проявляют зачастую сильную зависимость от чужого мнения.

В этом периоде жизни в семье и возникают конфликты. Родители хотят, чтобы ребенок стал взрослым, но принять его самостоятельность не могут как раз тогда, когда зрелость приближается. Также половое созревание накладывает отпечаток на поведение подростка. Интерес к противоположному полу может быть таким сильным, что остальные интересы не влекут его, и он все время начинает тратить на события, связанные с этой проблемой.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростка и показал, как их можно учитывать взрослым.

1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетаются с неумением разобраться в сложных явлениях жизни с другой. Погасите эмоциональный порыв, и вы получите холодного, расчетливого человека.

Совет: вслушивайтесь в то, что тревожит и волнует ребенка, не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от него.

2. Стремление к идеалу. Не любит, когда его прямолинейно воспитывают, раздражают словесные назидания, остро улавливает воспитательную фальшь, болезненно реагирует на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что он совершит плохой поступок из добрых побуждений.

Совет: «виноват – невиноват»,такое отношение к подростку слишком упрощает дело, а в жизни бывает много ситуаций и обстоятельств, которые родителям нельзя оценивать однозначно.

3. Подросток стремится стать личностью. Поэтому он стремиться совершать героические, необычные, романтические поступки. Иногда, точно не зная, что надо делать, чтобы самоутвердиться, ребенок может попасть в беду.

Совет: Замечая потребность к действию у подростка, направляйте его усилия по правильному пути, предостерегайте его от экстремальных и не обдуманных поступков.

4. У подростка явно выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство влечений. Мудрые поучения старших «Не разбрасывайся, думай только об учебе, веди себя хорошо и т. д.» порождают лишь конфликт.

Совет: помогите в этот период жизни подростку найти увлечение, которое станет его призванием. Помогите ему также найти себя в труде, спорте, увлечение творческой деятельностью.

5. В подростке сочетается романтическая восторженность и грубые выходки. Соседствует восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Опасается, что его будут считать слишком чувствительным и поэтому прикрывается грубостью.

Совет: воспитывайте на своем примере и на примерах литературных героев добрые чувства у ребенка, боритесь за его нравственность и культуру.

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком нежелательной информации из чужих уст.

3. Будьте открыты в общении с ребенком.

4. Занимайтесь сексуальным воспитанием своих детей, иначе им расскажут об этом в грязной и постыдной форме другие «доброжелатели».

5. Проявляйте ласку к своим детям и демонстрируйте им свою любовь. Им это очень надо, особенно в подростковом возрасте.

6. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

7. Хотите, чтобы ребенок сделал так, как вам нужно, сделайте так, чтобы он этого захотел.

8. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. В самостоятельности ребенка не надо видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право не нее.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Родительское собрание для средней группы. Развитие речи. Родительское собрание. Тема: Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет. Цель: создание условий для речевого развития ребёнка; формирование.

Родительское собрание в форме игры-путешествия «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Родительское собрание Тема «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Задачи: Обратить внимание родителей на познавательный.

Родительское собрание «Интеллектуальное развитие старших дошкольников» Интеллектуальное развитие старших дошкольников (родительское собрание) Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования.

Родительское собрание «Как правильно воспитывать ребенка?» (младший дошкольный возраст) Повестка дня: 1. Капризы и упрямство и как это преодолеть? 2. Подведения итогов за год. 3. Организация субботника. Посадка цветов на клубах.

Родительское собрание на тему «Речевое развитие детей 4–5 лет» Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей.

Родительское собрание на тему «Влияние гаджетов на развитие ребенка» К чему может привести излишняя увлеченность компьютерными играми дошкольника. Шашкова Варвара Станиславовна Чем отличаются реальные игры.

Родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников» Форма проведения: традиционное собрание. Цель: раскрытие значения речи во всестороннем.

Родительское собрание в сентябре «Познавательное развитие и его значение» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 «Филиппок» Родительское собрание «Познавательное развитие.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие детского творчества» Цель: Ознакомление родителей со значением детского творчества в развитии старших дошкольников. Предварительная работа: Оформление пригласительных.

Родительское собрание во второй младшей группе. «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет». Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трёхлетним ребёнком. Задачи: помочь родителям.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Родительское собрание «Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 17:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»,...
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...
Наблюдение за первыми всходами цветов
В нашем регионе, Крым, еще не закончилась зима, природа уже проснулась. Появляется везде первая зелень. Первые всходы цветов на клумбе и стали объектами для...
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Лук — мой друг от ста...
Участники совместной работы детского сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется «Лук - мой друг...
Календарно тематическое планирование на Февраль в средней группе
Дата «1» февраля 201 9г. День недели пятница. Тема деятельности «Произведения советских писателей » Цель: Продолжать знакомить детей с авторами детских книг,...