Елена Котенко
Родительское собрание «Пересказ как одна из форм развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Пересказ как одна из форм развития связной речи».
Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Пересказ как одна из форм развития связной речи“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;
2. Познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу
План:
1. Вступительное слово педагога.
2. Значение обучения пересказу детей.
3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями.
Ход собрания:
1.– Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рады видеть вас на сегодняшней встрече.
Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.
- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?
- В нашем современном мире, мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, – этого достаточно для развития ребенка. Но нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т. к. умение пересказывать в дальнейшем, пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
- Как Вы думаете, зачем нужно учить детей пересказу?
- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т. е. :
Обогащается и расширяется словарь;
Внимание (умение внимать);
Память (запоминание текста);
Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
2. Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
-Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением?
Почему?
- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
После чтения текста необходимо побеседовать о прочитанном. Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
После беседы необходимо прочитать текст ещё раз и настроить ребенка на пересказ. При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
3. А сейчас Вы, уважаемые родители, превратитесь в детей и мы с вами поучимся умению пересказывать.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
- Посмотрите на доску (на доске картина с зимним пейзажем)
-Какое время года вы видите? (Это зима).
- Как вы догадались? (На елках лежит снег).
- Наступила зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Все ли птицы еще осенью улетели в теплые края?
- Назовите этих птиц. (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, снегири, синицы, свиристели). - А как их можно назвать, одним словом? (Зимующие птицы).
- А почему они остались здесь и не улетели в теплые края? (Потому что эти птицы могут найти себе корм).
- Отгадайте загадку: «Кто там прыгает, шуршит. Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым. Клё! Клё! Клё! – Поёт со свистом. (Клёст).
Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты» :
«Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.»
-Как назывался рассказ? («Клесты»)
- Что нарушает тишину зимнего леса? (Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса).
- С чем сравнил клестов автор рассказа? (С красными бусами).
- Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек).
-Как клесты добывают семена? (Быстро и ловко теребят тяжёлые шишки).
-Когда клёсты вьют свои гнёзда и выводят птенцов? (Клесты вьют свои гнёзда и выводят птенцов зимой).
-Почему гнёзда клестов трудно увидеть? (Гнёзда клестов трудно увидеть, потому что они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев).
-Как самки высиживают птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнёзд).
-Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт ей песенку).
-А теперь, ребята, послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить.
-Кто хочет пересказать рассказ?
-Молодец. Хорошо пересказала.
-Вот таким образом проходит обучение пересказу.
1-Уважаемые родители, собрание подошло к концу. Спасибо большое, что пришли.