Лучший педагог года

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»

лариса монахова
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Л. Л. Венгер, Л. А. Венгер. «Готов ли ваш ребенок к школе

Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной.

Публикация «Родительское собрание „Психологическая готовность детей к обучению к школе“» размещена в разделах

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно. Но это понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.

Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность).

Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и т. п.

К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка - готовность к школьному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школьника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ребенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.

К 6-7 годам формируются общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка - внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу.

Учебная деятельность - сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Познавательные возможности семилетних детей таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе. У ребенка 7 лет достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями.

Речь ребенка 7 лет тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.

Все психические процессы детей 7 лет постепенно становятся все более управляемыми. Особенно эффективно это происходит в специально организованных условиях.

Интеллектуальная готовность детей 7 лет к обучению в школе предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объема знаний, усвоенных в системе, и др.

Эмоционально-волевая готовность заключается в положительном отношении к содержанию новой деятельности, стремлении преодолевать трудности, достигать результата своей деятельности, в умении организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок, вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.

Считают, что психологи придумали проблему готовности к школе и ввели отбор в 1 класс. На самом деле психологи стали разрабатывать проблему готовности к школе в ответ на запрос практики, а точнее, школы, которой по разным причинам стало все труднее успешно учить первоклассников. Психологи всегда говорили о приеме в 1 класс только психологически готовых к школе детей. Кстати, в этом вопросе с психологами солидарны и медики, и физиологи, отмечающие пагубное влияние школьных перегрузок на детей, не готовых к школе.

Готовность к школе включает в себя очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно- временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми - вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит, будет ребенок успешным в школе или нет.

Психологическая готовность к школе - это, прежде всего желание получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, это и определенный уровень развития произвольных когнитивных процессов (памяти, мышления, внимания и др., а также развитая речь и фонематический слух.

Как правило, компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, когда малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных музыкальных инструментах (бубен, дудка и т. д.) и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка-дошкольника.

Конечно же, первоклассник сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Конечно же, они продолжают играть в игрушки. Родителям потребуется огромного терпения, желания помочь ребенку, чтобы учебная деятельность стала преобладающей перед игровой деятельностью.

Личностная готовность к школьному обучению. Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Хорошо если ребенок к 7 годам стремится к новой школьной жизни, к занятиям, поручениям. На появление такого желания можете повлиять вы родители. Вам необходимо говорить о школе с детьми, до того когда они попадут в школу. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфели, красивые пеналы, разноцветные ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки и просто похвалу от всех окружающих.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются и т. д. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, дети тогда отвечают только на поставленные вопросы, и сами задают вопросы по делу, поднимают руку для этого. (Примеры, дети отвечают хором, «мы тоже ходили за грибами» и т. п.)

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, уметь успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий. (Пример, лабиринт, гаражи, дороги, машины). Общая задача все машины поставить в гараж. Дети должны спланировать совместные действия. «Давай сначала отвезем твою машинку в гараж, а потом мою».

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной или заниженной.

Преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивание сказки или игры с игрушками.

Например. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками? Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

И в заключении мне бы хотелось сказать, что как всякий возрастной кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Играйте с детьми, любите своих детей такими, какие они есть, верьте в своих детей!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе.)

1. Хотел бы он идти в школу? Чем школа его привлекает или огорчает?

2. Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу?

3. Какую работу выполняет учитель в школе?

4. Скажи мне, ты знаешь, что такое переменка в школе?

5. Для чего в школе звонок?

6. Зачем нужно ходить в школу?

7. Если бы можно было выбирать школу, одна например, с уроками пения, рисования, физкультуры, а другая - с уроками математики, чтения, русского языка, пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

Публикации по теме:

Родительское собрание в подготовительной группе «Речевая готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Речевая готовность ребенка к школе» Наиболее значимым для ребенка 7 лет является.

Готовность ребенка к школьному обучению. Родительское собрание с использованием презентации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красноборский детский сад «Колосок» ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Родительское.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет)Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет) Очень важно понимать готов ли ребенок старшего дошкольного возраста к школьному обучению, и какими качествами необходимо обладать будущему.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Родительское собрание «Готовность детей к школе» Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним.

Родительское собрание «Речевая готовность к школе» Актуальность и значимость выбранной темы мероприятия В наше время большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ» Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе». Актуальность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских.

Родительское собрание в дошкольной группе «Психологическая готовность ребёнка к школе»Родительское собрание в дошкольной группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Родительское собрание в дошкольной группе. Тема "Психологическая готовность ребёнка к школе". Цель: Создание эмоционально- положительного.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»
Опубликовано: 29 января 2017 в 08:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД