МААМ-картинки

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии»

Татьяна Скрягина
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии»

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в речевом развитии“» размещена в разделах

Форма проведения: Встреча с элементами практикума.

План:

1. Вступительная часть.

2. Практикум.

3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

2. Практикум.

А) Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

1) Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

2) Общение ребенка со сверстниками.

3) Строение артикуляционного аппарата.

4) Речь взрослых – образец.

5) Развитие мелкой моторики рук.

6) Чтение детям художественной литературы.

7) Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

Б) Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый сформулирует вопрос. Хорошо когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос

- Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

- Что нарисовано на картине? (перечислят изображенные предметы).

- Что делают дети на картине? (опишут картину).

- Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (попытаются истолковать картину).

Ситуация 2.

Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.

Вопрос

- В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? (Примерный ответ). Вопросы «Кто? Что? Какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое).

Ситуация 3.

Дошкольник вообще не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос

- Какими на ваш взгляд могут быть причины? (Примерный ответ). Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)

Ситуация 4.

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

Вопрос

- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (Примерный ответ). В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к овладению письмом.)

Ситуация 5.

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба»-«лыба», Саша: «шишка»-«сиска», Петя: «садись»-«дись», Вова: «сахар»-«хасир».

Вопрос

- Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? (Примерный ответ). У Гриши и Саши – замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.

3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

Воспитатель. Предлагаем вам несколько советов.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, совей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Приложение 1. Характеристика речи детей пятого года жизни.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время проходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие направления:

- Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

- Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Задачи: 1. Формирование правильной позиции родителей в оценке.

Родительское собрание «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность,.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Родительское собрание «Роль книги в развитии ребенка» Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет» (средняя группа) Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Цель: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать.

Родительское собрание «Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: дать родителям знания о значении сказки в развитии речи ребенка; познакомить с возможными методами и приемами при работе со сказками.

Родительское собрание в 3 классе «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» Родительское собрание в 3 классе. Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» Цель: формирование в родителях умение воспитывать.

Родительское собрание в старшей группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста». «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста». Цель: углубление знаний родителей о значении игры в развитии их ребенка. Задачи:.

Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 17:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД