Родительское собрание «Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Светлана Куренкова
Родительское собрание «Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: дать родителям знания о значении сказки в развитии речи ребенка; познакомить с возможными методами и приемами при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка.

Предварительная работа:

Анкетирование для родителей «Роль сказки в развитии речи ребенка»;

Памятки для родителей «Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»;

Изготовление рисунков родителями и их детьми по сюжетам любимой сказки детей;

Беседа с детьми о сказках, какие существуют сказки.

Ход мероприятия

- Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Я думаю, что немногие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка» и др.

Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Дети в сказках любят, когда сюжеты повторяются. Так как, например, в сказках «Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем.

Не переставайте читать вашему чаду сказки, даже если он сам уже научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что немаловажно для эмоционального развития непоседы.

С какого возраста нужно начинать читать детям сказки? Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесен рациональный, «упрощающий» момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал ее выучить наизусть. Только так малыш моги усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Слушая сказки, ребенок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор этому мешает.

Какова же Роль сказки в воспитании детей? Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым.

Слушая народные сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Следя за перипетиями сюжета, маленький человек сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. В то же время он постигает смысл таких понятий, как добро и зло.

Воображение малыша позволяет ему воспринимать фантастические сказочные образы как реальные. Он любит Деда Мороза и ждет от него новогоднего подарка, боится Бабы-Яги и жалеет Русалочку. Почему у него так ярко проявляется эта способность?

Детям не хватает жизненного опыта, и решать постоянно возникающие проблемы они могут только с привлечением фантазии. Они заменяют детям недостаток знаний, помогают уверенно чувствовать себя в нашем сложном изменчивом мире.

Детство, по мнению психологов, является определяющим периодом для формирования воображения. А чем успешнее оно развивается, тем легче ребенок овладевает школьными премудростями.

Умеет ли фантазировать ваш кроха? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, любит ли он слушать сказки? Сказка активизирует воображение. Благодаря ей, сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное — новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.

Существует мнение о том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть ребенок может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей.

Вообще, весь текст сказки - это хорошая русская речь, необходимый набор ключевых слов. В сказках - особый ритмический строй, что тоже развивает соответствующее чувство у ребенка. А если потрудиться читать сказку с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, то можно сэкономить на визитах к логопеду!

Есть также мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним.

Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.

А сейчас, дорогие родители, я хочу предложить вам сказочную викторину.

Задание 1: Родителям нужно отгадать из какой сказки слова.

1. Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси! Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал. Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу («Царевна-лягушка» русская народная сказка)

2. Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками. («12месяцев» С. Я. Маршак)

3. Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней. («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» русская народная сказка)

4. Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. - Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со двора. («Гуси-лебеди» русская народная сказка)

5. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая - Триглазка. («Крошечка-Хаврошечка»)

Задание 2: Родителям нужно отгадать в кого превращались или были заколдованы сказочные герои.

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля);

2. Гадкий утёнок (в лебедя);

3. Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца);

4. Братец Иванушка (в козлёнка);

5. Василиса Прекрасная (в лягушку);

6. Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей);

7. Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак).

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

Умение задавать вопросы

По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.

Новое название

Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно: придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик); учить рифмовать два слова (кузнец — удалец, а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.

Новый персонаж

При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а.)

Словотворчество

Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»); произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»; определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

Интервью

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

Игры, которые способствуют активизации речевого развития ребенка.

1. Игра «Ответь на вопрос». Родителям предлагается ответить на «сказочные» вопросы.

Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

Сколько персонажей вытаскивали репку? (Один: дедка)

Что болело у бегемотиков из сказки «Айболит»? (Животики)

Кем был «Мойдодыр»? (Умывальник)

Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (Печка, яблонька, речка)

Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа милиционер)

2. Игра «Волшебное средство». Родителям предлагается отгадать какими волшебным средством владел герой сказки.

Буратино (Золотой ключик)

Девочка Женя (Цветик –семицветик).

Оле-Лукойе (Зонтик со снами)

Фея (Волшебная палочка)

3. Игра «Путаница. Родителям предлагается исправить ошибки в известных произведениях.

1. Наша Маша громко плачет:

Уронила в речку мячик. –

2. Жил старик со своею женою

У самого синего моря…

3. Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, сейчас я упаду».

4. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит…

4. Физминутка «Баба Яга»

В темном лесу есть избушка

Шагают

Стоит задом наперед

Поворачиваются

В той избушке есть старушка

Грозят пальцем

Бабушка Яга живет

Грозят пальцем другой руки

Нос крючком

Показывают пальчиком

Глаза большие

Показывают

Словно угольки горят

Покачивают головой

Ух, сердитая какая!

Бег на месте

Дыбом волосы стоят

Руки вверх

Подведение итогов родительского собрания.

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете.

Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен /должна…

Каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей).

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Детская литера ВВЕДЕНИЕ Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста" Цель. Содействовать воспитанию интереса.

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Форма проведения: мастер-класс Цель - заинтересовать родителей.

Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста Дошкольной возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Родительское собрание «Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 11:48
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...