Коваль Светлана
Родительское собрание «Современные информационные компьютерные технологии в жизни детей. Друзья или враги?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия ИКТ на развитие личности ребенка.
Задачи:
- обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором и компьютером;
- повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми и игр на компьютере;
Подготовительный этап:
Публикация «Родительское собрание „Современные информационные компьютерные технологии в жизни детей, Друзья или враги?“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Компьютер - мой друг
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Оформление приглашений на родительское собрания.
2. Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора и компьютера, какие передачи или игры предпочитает).
3. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач».
4. Подготовка брошюр о профилактике заболеваний рук и позвоночника.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Задачи на новый учебный год.
3. Обсуждения проблемы просмотра телевизора и телепередач с родителями и обмен мнениями.
4. Беседа о компьютерах и планшетах.
5. Выбор родительского комитета.
6. Разное.
7. Рефлексия.
Ход собрания:
1. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались на родительское собрание, чтобы обсудить тему «Современные ИКТ в жизни детей», и рассказать о задачах на новый учебный год.
2. Цели и задачи на новый учебный 2017-18 год.
Ежедневно с детьми проводятся следующие занятия:
1. формирование целостной картины мира
2. развитие речи
3. формирование элементарных математических представлений
4. художественное творчество: рисование, лепка, аппликация
5. конструирование
6. музыка
7. физическая культура
Физическое развитие.
- Продолжается работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
- Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6 – 8 минут. Организовывать и проводить разные подвижные игры.
- Формировать правильную осанку.
- Закреплять умения ходить, бегать с согласованными движениями рук и ног; ползать, подлезать, перелезать через предметы.
- Учить ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься в горку. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
Развитие речи.
- Учим детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками.
- Учим употреблять в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Продолжаем учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, около, между, время суток, характеризовать состояние и настроение людей.
- Продолжаем работу над дикцией: совершенствуем отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развиваем фонетический слух: учим различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
- Продолжаем учить согласовывать слова в предложении. Совершенствуем умения правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
- Учим употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Беги)
- Учим детей описывать предмет, картину.
Чтение художественной литературы.
- Продолжаем приучать внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Познакомимся с книгами, оформленными Ю. Васницовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
- Упражняем детей в умении драматизировать небольшие сказки.
Развитие элементарных математических представлений.
- Даем детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера); учим сравнивать эти предметы, определяя их равенство или не равенство.
- Продолжаем учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу (отсчитай 4 зайчика, принеси 3 зайчика).
- Будем учиться считать предметы на ощупь, на слух. Начинаем на основе счета устанавливать равенства (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу.
- Развивать представления о геометрических фигурах: шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно двигательного и зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность).
- Научим соотносить форму предметов с геометрическими формами.
- Будем расширять представления детей о частях суток, их последовательности. Объясним значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
Формирование целостной картины мира.
- Познакомим детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры… уточняем и активизируем в их речи названия и назначения предметов ближайшего окружения.
- Продолжаем знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказываем о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, об их свойствах и качествах. 3. Расширяем знания об общественном транспорте (машина, автобус, поезд, самолет).
- Дадим представления о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком). Учим ребенка знать и называть своих ближайших родственников.
-Продолжим знакомиться с детским садом и его сотрудниками. Совершенствуем умения свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.
- Закрепим знания правил дорожного движения.
- Продолжим воспитывать любовь к родному краю; знакомство с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать, что находиться в нашем поселке, его достопримечательности.
- Дадим детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
- Познакомимся с российской армией, с воинами, которые охраняют нашу Родину.
- Продолжим знакомство с трудом взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель, его содержанием.
- Расширим представления о многообразии природных явлений. Закрепляем представления о сезонных изменениях в природе. Даем представления, о том, что растения – живые существа.
- Расширим представления о домашних и диких животных.
- Продолжаем воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Изобразительная деятельность.
- Будем продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
- Продолжим формировать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
- Продолжим закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
- Продолжим закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Познакомим с использованием стеки. Закрепляем приемы аккуратной лепки.
- Будем воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержанием и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
- Будем учиться правильно держать ножницы и пользоваться ими. Будем обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов.
- Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Конструирование.
- Продолжать учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.
- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, листьев, соломы, скорлупы.
Исходя из наших задач на новый учебный год, нас ждет не легкая работа, но мы надеемся и на вашу помощь уважаемые родители.
Не оставайтесь в стороне и закрепляйте, то, что мы делали с детьми на занятиях. Все работы мы выставляем для вас в нашу раздевалку, где вы, можете увидеть недочеты своих детей, и над чем стоит поработать.
3. Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
«Телевизор» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и телевидение заняли прочное первое место во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение фактически отгораживает детей от внешнего мира. Сегодня мы постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. Надеюсь, совместное мероприятие поможет более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к телевизору: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и картинки. Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей).
Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но и не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде: играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими.
А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей).
Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.
-Что же делать и нужно ли что-то делать? - Может запретить ребенку смотреть телепередачи? - Какие передачи формируют личность ребенка? - Сколько времени можно ребенку смотреть телевизор? - Есть что-то положительное в просмотре телевизионных передач?
В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач» и правила для родителей.
Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
4. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.
Но есть одно "но".
Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.
Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
Существуют определенные ограничения по времени.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.
Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.
В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Так как же заниматься на компьютере и не навредить здоровью ребенка
• существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стесненная поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку нагрузка на зрение. Это первый и самый важный фактор. Именно из за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.
При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
• Ребенок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10 — 20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезно будет научить ребенка специальной гимнастике глаз.
Гимнастика для глаз
• И. П: «сидя за столом
• закрыть глаза. Отдых 10 — 15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
• Движение глазными яблоками
• глаза вправо — вверх
• глаза влево — вверх
• глаза вправо — вниз
• глаза влево — вниз
• повторить 3 — 4 раза
• самомасаж
потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, держать 1 сек. Ладони на стол, открыть глаза
• если у малыша проблемы со зрением,то садиться за монитор ему можно в очках
• ни в коем случае не разрешайте ребенку работать за компьютером в темноте стесненная поза вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из за стесненной позы возникает следующие нарушения.
• Заболевания суставов кистей рук. При работе с компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работ развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
• Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке и это приводит к астме, развитию приступов кашля и ным явлениям.
• Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно — мышечной системы, а иногда искривление позвоночника. Поэтому как можно больше разнообразьте досуг ребенка: между компьютерными играми ребенок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом, общаться. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером : это вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
третий по важности фактор — нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И все же психическую нагрузку можно уменьшить. Во — первых, в работе следует делать перерывы, во — вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере : здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребенок напрягается сам. Ну и наконец, настоящие вредители — игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.
Излучение изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма лучи и нейтроны, монитор вообще не производит. В нем просто нет устройств со столь высокой энергией. Так же ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электронно лучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создается между экраном дисплея и лицом сидячего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки с огромной скоростью. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребенка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребенка, вставшего из -за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины «синдром компьютерного стресса» и «компьютерная зависимость» синдром компьютерного стресса отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении. Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.
Компьютерная зависимость
современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят за компьютером. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.
Первые признаки зависимости у ребенка:
• если ребенок ест, пьет чай у компьютера
• приходит домой и сразу к компьютеру
• хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем — то другим или лишен компьютера
• теряет интерес к играм с родителями, ровесниками, чтению книг
как же противостоять всему этому?
Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и не удачами ребенка. Чаще распрашивайте сына/дочь о том, что происходило в саду, на улице, по дороге домой из сада…. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать, то что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со свестниками.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить — все! Мал еще! Вот вырастет — пусть сидит сколько хочет, а сейчас нечего делать!» хочется отметить, что запретами и угрозами никому еще ничего хорошего и достойного сделать не удалось. «На человека можно воздействовать только внушением». Осваивая с ребенком компьютер, вы формируете развитиую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агресии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача — направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни ребенка. Ни в коем случае не следует наказывать ребенка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть сколько угодно. Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребенку мир огромных возможностей, доступные сегодня маленькому пользователю.
Еще очень часто родители убеждены, что компьютерные игры приносят только вред.
Но у игр есть полезные стороны: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность. Но и есть отрицательные стороны: психические растройства, развития жесткости, игра как «наркотики», ухудшение физической, учебной подготовки.
Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития ребенка:
• прежде всего игры в соответсвии с возврастом
• продолжительность игры в соответсвии с возврастом
• не прерывайте игру ребенка до завершения эпизода — малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела
• соблюдение режима игры, отдыха, сна
подводя итоги нашей беседы могу дать несколько рекомендаций:
все дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не навредил, очень важно реглментировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой — преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определенно вами.
Не опасайтесть отрицательного влияния компьютера на ребенка. При разумном подходе ни какого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет прямо — таки неоценимой. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым тоже необходимо повышать свой уровень знаний.