Юлия Кузьменко
Родительское собрание «Чем играют наши дети?»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
МБДОУ ДСКВ № 4 «Ромашка»
Слайд №2
Подготовила: Кузьменко Ю. В. - воспитатель
Слайд №3
Тема: «Чем играют наши дети?»
Слайд №4
«Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Публикация «Родительское собрание „Чем играют наши дети?“» размещена в разделах
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить.»
Сухомлинский
Василий Александрович
(1918 – 1970)
Слайд №5
Цели:
1. Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; 2. Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Слайд №6
Актуальность
Издавна детей воспитывали так, чтобы они в игровой форме готовились ко взрослой жизни. Сейчас же произошло смешение всего: взрослые с помощью различных игр пытаются вернуться в детство, т. е. уйти от действительности и ответственности. Так же на сегодняшний день рынок завален так называемыми «антиигрушками» : всем известными куклами «Барби», монстрами с ужасающими выражениями лиц, … Поэтому данная тема актуальна как никогда и не на одну консультацию, а на несколько. Мы видим острую необходимость в просвещение родителей по данной теме.
Уважаемые родители! Мы уже говорили с вами о том, что ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду.
Слайд №7,№8
Что же такое игрушка?
ДЛЯ ОБЩЕСТВА – предмет «культуры» («зеркало культуры», посредством которого предаётся в особой «свёрнутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.
ДЛЯ ВЗРОСЛОГО – важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником, а так же средство обучения ребёнка, его развлечения и даже лечения.
ДЛЯ РЕБЁ НКА :
- источник радости, предмет для творчества;
- психологическое орудие овладения им предметным
миром и собственным поведением, постижения
сложностей человеческих взаимоотношений;
-зримый и осязаемый образ идеальной жизни,
идеального мира, а кукла –образ идеального
человека.
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.
Слайд №9
С точки зрения воспитания - очень важно, что бы игрушка соответствовала полу ребенка, как необходимой составляющей его социализации и личностного развития.
Слайд №10
Виды игрушек для детей дошкольного возраста:
1. Куклы;
2. Сказочные персонажи;
3. Технические игрушки;
4. Игрушки-забавы;
5. Спортивно-моторные игрушки;
6. Театральные игрушки;
7. Музыкальные игрушки;
8. Дидактические игрушки;
9. Строительные игрушки.
Слайд №11
Куклы
Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психику ребёнка. Находясь все время рядом, она является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для
игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка.
Слайд№12
Сказочные персонажи
К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них - любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
Психологи считают, что именно сказочные персонажи помогают малышу познать окружающий мир, ведь язык сказок прост и понятен.
Дети не любят, когда их ругают или наставляют, а сказка не делает этого напрямую. Она предлагают малышу интересные образы, истории, персонажей, а мораль и жизненно важная информация усваивается ребенком автоматически, он этого даже не замечает. Так ребенок понимает, где добро, а где зло.
Благодаря сказочным персонажам ребенку можно объяснить главные понятия нравственности: что такое хорошо, а что такое плохо, ведь в сказках персонажи всегда либо хорошие, либо плохие. Ребенок всегда сравнивает себя с положительными героями, таким образом, благодаря сказке, ребенку прививается добро. Влияние сказки развитие детей порождает нравственные понятия, которые закрепляются в реальной жизни. В сказках злых героев всегда в конце наказывают, выходит, что нужно быть хорошим.
Слайд№13
Технические игрушки
Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.
Игрушечный транспорт – это отдельная категория, в которой представлены подвижные игрушки, связанные с транспортной техникой. К ней относятся: железные дороги, машинки, авторалли и паркинги, различная строительная техника, а также воздушный и водный транспорт. Подвижные игрушки серьёзно влияют на развитие ребёнка, развивают реакцию, дают базовое представление о технике.
Подвижные игрушки в наибольшей степени подходят мальчикам, особенно это касается крупных транспортных комплексов, вроде железных дорог. У мальчика появляются навыки управления, он учится мыслить системно.
Машинки, самолётики, пароходы могут развить спортивный интерес. Довольно часто подобные увлечения техникой формируют у ребёнка будущие профессиональные навыки, связанные с точными науками и техническими специальностями. Особенно в этом помогают специальные сборные модели.
Игрушечный транспорт может также состоять из коллекционных моделей. Хобби коллекционирования помогают в развитии навыков кооперации и межличностного общения, у ребёнка формируется представление о собственности.
Слайд№14
Игрушки- забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение позабавить детей вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать веселый смех, сопереживание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т. д. Наблюдая за шагающим бычком, который не очень ловко опускается по наклонной доске, дети все время беспокоятся: «Он упадет!» А когда он благополучно заканчивает путь, весело смеются. В такт танцующему поросенку дети хлопают в ладоши и сами пританцовывают. Игрушки-забавы интересны для маленьких сами по себе; старшим же хочется узнать, почему бычок ходит, лягушка прыгает, музыкант играет.
Слайд№15
Спортивно-моторные игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве. Это те игрушки, при игре с которыми дети активно двигаются. Они делятся на несколько мини-групп:
Первая группа – это те предметы, которые способствуют развитию мелких мышц (пальцев, кисти руки) в состав этой группы входят волчки, бирюльки;
Вторая группа – игрушки, которые помогают укрепить мышцы плеч, развивают ловкость, силу координацию – обручи, кегли мячи.
Третья группа – игрушки способствующие развитию прыжков, бега – это всевозможные виды скакалок, роликов, коньки, самокаты, велосипеды;
Четвертая – это игрушки для игр в компании. Где дети имеют возможность посоревноваться в быстроте бега, ловкости и так далее. Это принадлежности для игры в теннис или бадминтон, футбол или баскетбол.
Такие виды игрушек не должны переутомлять вашего ребенка.
Слайд№16
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (или так называемая кукла-перчатка, которую делают в виде варежки и украшают тканью, бисером, лентами. Её надевают на руку так, чтобы один палец держал головку куклы, а друге - руки).
Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Театр может все или почти все. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Слайд№17
Музыкальные игрушки-погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и др. музыкальные инструменты. Дети любят музыку, им нравятся мелодичные произведения. Музыка развивает творческие способности ребенка, способствует развитию слуха, памяти, воображения.
Слайд№18
Дидактическим игрушки - с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: с формой, цветом, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, пятнашки, матрешки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества - сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением.
Слайд№19
Строительные игрушки - состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и строительные наборы, они как раз и соединяют в себе образную и развивающую игру, благодаря чему ребенок получает полезные навыки и умения, а также развивает усидчивость, концентрацию, моторику и логическое мышление.
Даже такие незамысловатые предметы игры, как кубики приносят неоценимую пользу ребенку в его развитии.
Играя со строительным материалом, ребенок учится сообразительности и раскрывает свои творческие способности. Он придумывает и выкладывает разнообразные модели зданий, знакомится с инструментами. Поэтому без детских конструкторов просто не обойтись.
Слайд№20
К сожалению, хорошо покупаемая игрушка- та, что нравится взрослым. Не смотря на то, что она меньше всего подходит для детской игры. Во многих нынешних детских игрушках детское - только то, что они маленькие. Полезная игрушка должна оставлять возможность для самостоятельного творчества ребёнка. Однако, в противоположность этому, современные игрушки,чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысла» сюжета. Ребенок, окруженный пластмассовыми куклами Барби, Бэтмэнами, Человеками-пауками, киборгами и трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями инокультурного мира. Если же ребёнок с детства окружен и подавлен представителями кукольной «нечистой силы», то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована и,быть может, навсегда. Полезная игрушка та, что решает собой благородную воспитательную задачу- учить детей добру и красоте, мудрости и радости.
Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т д.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.
Слайд№21
Критерии выбора игрушки:
1. Соответствие игрушки интересам самого ребенка ( Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)
2. Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, передвигать, извлекать звуки).
3. Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
4. Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).
5. Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Слайд№22
«Игрушки-чудовища».
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.
То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребё нка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.
Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
Слайд№23
Уважаемые родители!
Будьте внимательны при выборе игрушек для ваших детей. Не забывайте про традиционные русские игры, игрушки: игры с мячом, с платком, с надувными шарами, с обручем, с кубиками, с конструктором, старинные русские забавы
с игрушками, игры на воде, на снегу, с ветром и игрушки из бумаги.
Обобщение результатов
Родители, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.