Раиса Диль
Родительское собрание «Воспитание без наказания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетентности родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
Публикация «Родительское собрание „Воспитание без наказания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива.
3. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.
4. Учить родителей правильно реагировать на поступки детей.
5. Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых.
Повестка собрания :
1. Выступление детей.
2. Вступительное слово. Игра «Подари приветствие соседу».
3. Упражнение: «Гроздь винограда».
4. Сообщение «Воспитание без наказания», с показом презентации.
5. Упражнение «Педагогические ситуации».
6. Заключительная часть, рефлексия.
Подготовка к собранию :
1. Оформить приглашения для родителей на родительское собрание.
2. Приготовить презентацию Microsoft PowerPoint по теме «Воспитание без наказания».
3. Подготовить тест «Ваш стиль общения и воспитания».
4. Подготовить памятки для родителей «Искусство наказывать и поощрять».
5. Расставить столы в зале по кругу, приготовить ручки, бумагу.
6. Оформить стенд с рисунком ребенка, коробочку с кружочками желтого, зеленого и синего цвета.
7. Для упражнения «Гроздь винограда» приготовить вырезанные из картона овалы с магнитами на обратной стороне.
Ход собрания:
Под музыку в зал вбегают нарядные дети с воздушными шарами. Выполняются танцевальные движения, поют песню «Маленькая страна».
1-й ребенок: 3-й ребенок:
Появились мы у вас, Только взрослые пусть помнят
Чтоб доставить радость враз Мы еще ведь малыши,
Папе, маме, бабе, деду, Нас наказывать не нужно
Президенту и соседу. Пошаливших от души.
2-й ребенок: 4-й ребенок:
Чтобы крепко нам дружить, Пусть у всех детей на свете
Чтобы Родину любить, Будет свой уютный дом,
Вам на радость подрастать Будет папа, будет мама
И мечтать, мечтать, мечтать. И конечно счастье в нем.
(Под аплодисменты дети выходят из зала).
Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Я предлагаю Вам отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальный уровень»? (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. Начинаю игру я, «здороваюсь» с тем родителем, который рядом (все родители придумывают свое приветствие).
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний.
В. А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Ребенок — зеркало семьи». В каждой семье складывается своя система воспитания, определяющая специфику взаимодействия родителей и детей.
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение похвала, поощрение, но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Ребенок начинает свою жизнь с нуля. Весь мир для него - большая и увлекательная игра, где всё - впервые. В силу своей детской природы и малолетнего возраста, малыш не может изначально, с пелёнок, понимать правил и норм существования в обществе - "законов взрослых". Свойство их принимать и подчиняться им приходит к малышу постепенно, в процессе его воспитания родителями и близкими людьми. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой?
А начнем мы с притчи:
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына : в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Форм обучения ребенка тем или иным нормам ("можно" и "нельзя", существует множество. Одна из них – это наказание, причем выбор, применять наказание или нет, зависит только от личных убеждений родителей.
Слайд 2,3. Итоги анкетирования.
Слайд 4. Что же такое наказание?
Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии.
Слайд5. Физическое наказание (шлепок, оплеуха, ремень). За таким наказанием стоит страх боли. Родитель предполагает, что испугавшись боли, ребенок в следующий раз не повторит этот поступок.
Слайд 6. Что же происходит на самом деле? Физическое насилие приводит лишь к тому, что порог болевой чувствительности снижается, воля ребенка ломается, самооценка снижается. Помимо этого, ребенок учиться добиваться своего агрессией.
Слайд 7. 2. Словесное наказание (окрик, крик, нотации). Чаще вызывает чувство несправедливости в ребенке, обиду и горечь непонимания. Помимо этого, ребенок отдаляется от взрослого, теряется авторитет, исчезает взаимопонимание.
Слайд 8. 3. Угроза лишения любви. Самое страшное наказание для ребенка. Он чувствует себя одиноким, ненужным даже самым близким людям.
Слайд 9. 4. Лишение удовольствий (сладкое, просмотр мультиков, прогулки, совместные игры). Если используется слишком часто, то развивает в ребенке чувство обманутых надежд, постепенно может привести к потере интереса к любимым занятиям.
Если родители выбирают наказания, то и ребенок учится добиваться своего теми же способами: криком, агрессией, непринятием всех норм и правил поведения.
Упражнение: «Гроздь винограда»(магниты)
- У каждого из вас (и у меня) есть ягодка, поместите её в гроздь и назовите одно качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
- Добрым, умным и т. д.
Посмотрите, какая яркая, красивая душа ребенка получилась у нас!
А чтобы эта гроздь не превратилась в изюм, а стала еще вкусней, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Именно от правильного воспитания в семье зависит, каким станет будущий ребё нок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный.
Воспитывать – значит путем систематического воздействия, влияния формировать какие – либо качества, характер. При этом результат воспитания зависит не только от того, какие качества мы прививаем ребенку, но и от того, насколько мы знакомы с методами воспитания и владеем ими. Умеем ли мы рассказывать, показать, разъяснить, растолковать, внушить, заинтересовать, «подтолкнуть» к действию, поддержать, а также похвалить и поругать.
К сожалению, не всем бывает понятно, что нужно ругать не за следствие, а за причину. Наказание может дать быстрый, но не продолжительный эффект. Поэтому наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося.
Дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться взрослыми. Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и не вызывает отрицательных эмоциональных состояний. Но родители порой всего этого не знают и действуют порой интуитивно верно, а нередко во вред ребенку.
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.
Пожалуйста, помните следующее: вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно. Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Предлагаю Вашему вниманию презентацию 12 основных принципов воспитания детей без наказаний – как воспитывать, не наказывая ребенка?
Обмен опытом семейного воспитания
А сейчас уважаемые родители, расскажите нам о вашем опыте воспитания детей в семье. (Выслушиваются рассказы родителей). Спасибо вам, уважаемые родители
Узнать в какой атмосфере живет ваш ребенок, вам поможет тест, который называется «Ваш стиль общения и воспитания», «Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?»
Упражнение «Педагогические ситуации».
Прошу вашему вниманию педагогические ситуации. Давайте найдем наиболее эффективные способы поощрения – наказания ребенка. Итак:
1) В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.
2) Во время обеда ребенок постоянно вертится. В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.
Хочу предложить Вам памятки «Искусство наказывать и прощать», Виды наказаний и их последствия» я надеюсь, что они помогут Вам, ответить на многие вопросы.
Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь.
Задание родителям :
Каково Ваше отношение к собранию? Если было полезным, интересным», то приклейте «мяч» желтого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация на индивидуальной консультации – зеленого цвета». Объясните свой выбор.
Собрание хотелось бы закончить притчей.
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
Список использованной литературы:
1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста/Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика, 2006. т. № 5.-С. 52-54.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
3. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М: 1971. – 200с.
4. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009. – 176с.
3. Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л. Е. Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
5. Фесюкова Л. Б. Искусство быть родителями. – М: 2003. – 397с.
6. Конвенция о правах ребёнка.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Памятка «Искусство наказывать и поощрять»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.
3. Наказывать легче, воспитывать труднее.
4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты.
Памятка «Искусство наказывать и поощрять»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.
3. Наказывать легче, воспитывать труднее.
4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты.
Памятка «Искусство наказывать и поощрять»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.
3. Наказывать легче, воспитывать труднее.
4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты.
Виды наказаний и их последствия
1. Физическая агрессия – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка.
Последствия: рост агрессивности, склонность к насилию.
2. Вербальная агрессия – порицания, упреки, ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка.
Последствия: нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти
3. Аффективное воздействие – гнев, ярость, крик.
Последствия: потеря ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. Теряется авторитет родителя.
4. Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком, стремление родителя уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративная изоляция от ребенка.
Последствия: вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.
5. Ограничение активности ребенка – поставить в «угол», запереть в комнате, посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишить прогулки и т. п.
Последствия: вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций
6. Лишение благ и привилегий – лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моменты данного вида наказания обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.
7. Принуждение к действию – родитель любыми способами заставляет ребенка завершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости совершения этого действия.
Последствия:формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще;пассивная покорность и подчинение власти.
8. Отложенный конфликт – наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Полезен, только в том случае, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он не может контролировать ситуацию. В целом следует помнить, что наказание должно следовать сразу же после проступка ребенка. Это правило соблюдается тем строже, чем младше ребенок.
9. Наказание естественными последствиями. Основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с естественными последствиями своих поступков. В случае причинения ущерба ребенок должен сам исправить его.
Данный вид наказания «дозируется» в зависимости от возраста ребенка и его компетентности.
10. Блокирование нежелательного действия. Применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, сохранности материальных или духовных ценностей.
11. Логическое объяснение и обоснование. Направлено на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. У ребенка формируется чувствительность к результатам своей деятельности, развивается эмпатия; благоприятствует моральному развитию ребенка.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.