Получи документы

Родительское собрание в 4 классе «Значение памяти в интеллектуальном развитии обучающихся начальных классов»

Наталия Пелих
Родительское собрание в 4 классе «Значение памяти в интеллектуальном развитии обучающихся начальных классов»

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Задачи собрания :

1. Показать результаты работы памяти обучающихся в учебной деятельности.

2. Показать методы и приемы развития памяти детей.

Форма собрания : школа интеллектуального развития.

Вопросы для обсуждения:

Публикация «Родительское собрание в 4 классе „Значение памяти в интеллектуальном развитии обучающихся начальных классов“» размещена в разделах

1. Значение памяти в учебной деятельности.

2. Методы и приемы развития памяти ребенка.

Подготовительная работа:

I. Анкетирование обучающихся :

- Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное ли с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей :

• Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?

• Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

• Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

• Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?

II. Исследование функций памяти обучающихся :

1. Числовые ряды.

Обучающимся предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает обучающимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель выполняет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3, 7, 4, 8, 9, 5

2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа обучающиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме (7 + 2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Обучающимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.

Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.

9 2 W G

A R 6 4

C 5 X B

3. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1

4 1 6 2 3

5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

• Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

• Если в двух случаях из трех, то как хорошая.

• Если в одном – то как удовлетворительная.

III. «Рисование по памяти натюрморта»

Обучающимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Обучающиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

IV. Памятка для обучающихся по развитию памяти.

• Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнит.

• Ставьте себе цель запомнить надолго.

• Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

• Многократно повторяйте заученное.

• Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.

• Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз.

• Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных.

Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.

II. Анализ тестирования учащихся. Слово психологу.

Психолог приводит результаты проверки функций памяти учащихся : зрительной, слуховой, ассоциативной.

III. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.

IV. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2.

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.

Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его зчу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4.

Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд.

Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

пень лето дом зима

стол поле мама

лес клест пожар

Упражнение 5.

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 6.

Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 7.

Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 8.

Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 9.

Прочтите ребенку диктант. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно – два слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребенком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

V. Заключительное слово классного руководителя.

Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один.

Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребенком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.

Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

VI. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями по формированию морально-нравственного поведения у дошкольников (средняя группа) Сентябрь * "Ребенок дома" (индивидуальные консультации) // С. В. Чиркова "Родительские собрания в детском саду",стр. 123.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Презентация Блез Паскаль: «Человек сотворен, чтобы думать». Ваш малыш уже с самого рождения начинает познавать мир. И первое, с чем он знакомится –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в 4 классе «Значение памяти в интеллектуальном развитии обучающихся начальных классов»
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 16:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД