Марина Яковлева
Родительское собрание в ДОУ с элементами тренинга
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«СПЛОЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
4-5 ЛЕТ»
Тема: взаимодействие с родителями средней группы.
Целевая аудитория: родители детей средней группы «Непоседы».
Форма проведения: тренинг.
Публикация «Родительское собрание в ДОУ с элементами тренинга» размещена в разделах
Цель: создание положительного эмоционального настроя между участниками проекта, развитие позитивных детско-родительских отношений, оптимизация форм родительского взаимодействия (формирование навыков сотрудничества, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- повышение заинтересованности родителей к получению новой информации по психолого-педагогическим аспектам.
- установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями;
- создание эмоционального комфорта в группе, сближение участников (снятие эмоционального напряжения, телесных зажимов;
- развитие навыков эффективного общения;
- формирование положительного отношения к педагогам группы, детям и родителям.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи приятной музыки, ручки, карандаши, пластиковый планшет, листы, лепестки из цветной бумаги, магнитики, мячик, мягкая игрушка.
Описание хода мероприятия
Родители сидят полукругом.
Психолог рассказывает притчу «Все в твоих руках».
Жил на свете Мудрец, который знал все. Один человек позавидовал ему и захотел доказать, что это он Лучший и Мудрейший. Поймав на лугу бабочку и зажав ее в руке, он предстал перед Мудрецом и спросил его: «Скажи, Мудрец, что у меня в руках: мертвое или живое?» А сам думает: «Скажет живое – я сожму кулак, и она станет мертвой, скажет мертвое – разожму кулак, и она взлетит к небесам». Мудрец помолился за его душу и произнес: «Все в твоих руках».
Вот и от наших с вами желаний, знаний и умений зависит, какими вырастут наши дети!
Упражнение «Цветок желаний» (актуализция родительских ожиданий от садика)
Родителям и воспитателям группы раздаются лепестки из цветной бумаги и карандаши (ручки). Каждый родитель пишет на своем лепестке желание для всех детей этой группы (быть здоровыми, счастливыми, добрыми, не ссориться). По окончании работы участники зачитывают пожелание и прикрепляют лепесток к серединке цветка на доске с помощью магнитика. Психолог подводит к выводу о том, что желания у многих родителей и педагогов совпадают и все они позитивны. Это прекрасно! Но одного желания мало. Нужны еще знания.
Информация : «Психологические особенности возраста детей 4-5 лет»
1. Ребёнок искренне считает, что может сделать все, и продолжает самоутверждаться в глазах родственников и ровесников - приписывает себе качества которыми не обладает, но очень хотел бы, например, «я – самая красивая», «я – самый сильный» и т. п. Ребёнок настолько вживается в эту роль, что обижается, когда ему не верят, или пытается вспышками агрессии доказать обратное.
2. Малыш способен на любые трюки, чтобы привлечь к себе внимание родителей - вплоть до истерик, капризов, завуалированных фраз, намёков. И это несмотря на то, что он уже усвоил нравственные нормы!
3. В 4 года появляется первая влюблённость – наивная и чистая. Причём малыш выставляет чувство напоказ – то бурно радуясь, то безутешно грустя. В 4 года даже самый отъявленный сорванец, при виде понравившейся ему девочки превращается в хорошего мальчика!
4. Пик страхов перед сказочными героями (Бармалей, Баба Яга, Кощей, продолжается страх темноты, собак, пожара, наводнения, воров, но самый главный страх – наказания родителями за баловство.
5. Ребё нок по-прежнему очень эмоционален: то загорается, то потухает, но уже скрывает обиду, учится сдерживать слёзы и страх.
6. Проявляются стереотипы поведения (мужского и женского) – девочки предпочитают тихие игры в дочки-матери, а мальчикам необходим азарт, соревнования, машины с пультом управления.
7. К 5-ти годам, наблюдая за детьми в игре, можно сказать: лидер он или нет;
8. Романтическая любовь к родителям продолжается - девочки по- прежнему обожают пап, а мальчики не могут отвести восхищённых глаз от мам.
9. Интенсивно развивается родной язык. К 5-ти годам - 2 тыс. слов, появляются абстрактные понятия (счастье, нежность).
10. Играет с рифмами, «изображает» новые слова. Применяет будущее и прошедшее время. Знает свой возраст, путь из садика домой.
11. Развивается мелкая моторика рук, с 5-ти лет можно учить игре на музыкальных инструментах.
12. Легко даётся гимнастика (прыгает на одной ноге, любит игры с мячом, 2-х колёсный велосипед, ролики).
13. С удовольствием танцует.
14. Человека рисует с настоящим лицом (глаза, рот, уши, а не просто головонога.
15. Память: в 4 года - запоминает 4-5 слов из 10-ти; в 5 лет – запоминает 6-7 слов.
16. Внимание: в 4 года ребёнок может заниматься привлекательной для него деятельностью 15-20 мин., в 5 лет самостоятельно действует в игре, соблюдая известные правила.
По окончании информационного материала, психолог делает вывод о том, что и знания теперь у родителей есть.
И с каждой нашей новой встречей их будет все больше и больше в вашей родительской копилке. А теперь пришло время познакомиться поближе и узнать друг о друге побольше, ведь чем дружнее и доброжелательнее будем с вами мы - взрослые, тем лучше будут чувствовать себя дети в нашей группе.
Игра «Бег ассоциаций» (развитие ассоциативного мышления, подготовка к следующему заданию)
Один из участников, бросая мяч кому-то из группы, называет понятие, которое обозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество (доброта, обида и т. д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет свою ассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов. Это упражнение является настройкой-подготовкой для следующего.
Упражнение «Реклама ребенка» (актуализация образа своего ребенка, знакомство с детьми группы)
На листочке нужно нарисовать образ, с которым ассоциируется у вас ребенок (солнышко, котенок, гоночная машинка) и написать 5-7 характеристик своего ребенка (какой он по характеру, что любит). Психолог запускает по кругу мягкую игрушку - у кого она в руках, тот и делает рекламу своего ребенка.
А сейчас подул ветер странствий (звучит музыка) и мы с вами ненадолго сами возвращаемся в счастливое детство – превращаемся в детей.
Игра «Молекулы» (предназначена для раскрепощения родителей и педагогов, уменьшения их замкнутости, активизирует группу, поднимает настроение)
Психолог объясняет, что атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому соединение в цепочку нескольких игроков в игре тоже называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы!». Все игроки хаотично передвигаются. После слов «Молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека, «Молекула по двое» - по два человека. Таким образом, ведущий, чередуя команды и изменяя количество атомов в молекулах, организует игру.
Игра «Магнит» (помогает снять эмоциональные барьеры и мышечное напряжение, закрепить в памяти имена детей данной группы и принадлежность родителя данному ребёнку)
Родители прикрепляют на одежду бейджик с именем своего ребенка. Спокойно двигаются по залу под музыку, как только водящий говорит, например: «Магнит – Настя» Всем игрокам нужно ласково прикоснуться к названному участнику. Игра продолжается до тех пор, пока в роли «магнита» не побудет каждый участник.
Снова звучит музыка. Пришло время вернуться из нашего путешествия во взрослую жизнь. Родители рассаживаются полукругом.
Рефлексия состояния:
- Что я сейчас чувствую…
- Что мне понравилось…
- Что я взял для себя…