Приложение МААМ

Родительское собрание в младшей группе «Ваш ребёнок поступает в детский сад»

Наталья Стародымова
Родительское собрание в младшей группе «Ваш ребёнок поступает в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание в младшей группе

на тему:"Ваш ребёнок поступает в детский сад"

(Тренинговое занятие для родителей)

Детство – важнейший период человеческой

жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,

как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Ваш ребёнок поступает в детский сад“» размещена в разделах

мира - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Цель: Формирование у членов группы установки на взаимопонимание, создание климата психологической безопасности. Обозначить проблемы адаптации детей к детскому саду. Выработать общие пути по предупреждению этих проблем.

Примечание: На тренинговом занятии желательно присутствие заведующей, старшего воспитателя, мед. работника, психолога.

Содержание:

1. Вводная часть:

Приветствие: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу!

Задачи нашей работы следующие:

1. Обозначить проблемы адаптации детей к детскому саду;

2. Выработать общие пути по предупреждению и решению этих проблем.

Мини-лекция: «Проблема адаптации к условиям детского сада».

Эта тема выбрана не случайно, а в результате многолетних наблюдений, психолого-педагогических исследований адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в сознании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Далеко не все дети успешно с этим справляются.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказы от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.

Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года. При этом они занимают пятое место среди других заболеваний.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достижение успехов, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Поэтому мы считаем важным, рассмотреть вместе с Вами, что и как делать для того, чтобы наши дети испытывали как можно меньше трудностей при адаптации к ДОУ. Но без Вас, без вашей помощи, уважаемые родители нам будет очень сложно.

Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить Вас. Без вашей помощи просто нельзя.

Сегодня мы будем много общаться друг с другом, поэтому я прошу всех участников представиться (по кругу) и сообщить: как к вам можно обращаться, чей вы родитель, чего вы ждете от нашей встречи. (Все участники встречи по очереди рассказывают в нескольких словах о себе, передавая мягкую игрушку)

Теперь мы уже немного узнали друг о друге, и я предлагаю Вам продолжить наше знакомство, проведем небольшую игровую разминку, которая нам поможет настроиться на совместную работу.

2. Разминка.

Игра энергизатор «Встаньте все те…»

Цель: сплочение группы.

Содержание: Я буду произносить фразы, тот кто согласен с тем, о чем я говорю, будут вставать на ноги. Тот к кому это не относится, продолжают сидеть на стуле.

- Встаньте все те, кто в детстве посещал детский сад…

- Встаньте все те, кто не посещал детский сад…

- Встаньте все те, кто помнит своих воспитателей…

- Встаньте все те, кто помнит детей своей группы…

- Встаньте все те, кто любил ходить в детский сад.

- Встаньте все те, кто хочет, что бы его ребенку в детском саду было хорошо…

Игра энергизатор «Хрустальный шар»

Цель: сплочение группы, снятие напряжения с участников занятия, настрой на работу.

Содержание: Участники встают в круг, вытягивают руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии, и перекатывают мяч, стараясь его не уронить.

Задание: «катите» мяч по кругу как можно скорее, но не допускайте его падения.

Обсуждение:

Можно ли было уклониться от выполнения задания? Так и мы с вами будем помогать нашим детям, привыкать к новым условиям в детском саду. Самое интересное то, что адаптироваться будут не только дети, но и все взрослые: педагоги, родители.

Игра энергизатор «Нас с тобой объединяет…»

Цель: Создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят лицом в круг.

Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом. Я брошу кому-нибудь мяч, назову его по имени и скажу, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-то другому, назовет его по имени и скажет: «Нас с тобой объединяет.» Постараемся быть внимательными и никого не пропустить.

Энергизатор «Качающийся круг»

Цель: Снятие напряжения, настрой на работу, сплочение группы.

Содержание: Участники, стоя в кругу, начинают раскачиваться из стороны в сторону. Раскачиваются до тех пор, пока их движения не будут выполняться в одном направлении, в одном ритме.

3. Основная часть.

Упражнение «Закончи предложение».

Теперь я попрошу Вас сесть на стулья и подумать, как бы вы закончили следующее предложение:

«Мой ребенок поступает в детский сад…»

(Участники по очереди заканчивают предложение, передавая мягкую игрушку по кругу, проговаривая свои надежды и опасения).

Итак, попробуем уточнить: как Вы понимаете слово адаптация? (Выслушиваются высказывания). Если очень кратко – это приспособление к условиям детского сада.

Прежде чем продолжить нашу работу, прошу Вас ответить на следующие вопросы:

- Кто может помочь ребенку в период адаптации?

- Как можно облегчить период адаптации к ДОУ?

Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа на листочке будет записывать свои мысли по этому поводу.

Первая часть задания:

Как можно облегчить период адаптации к ДОУ?

Вторая часть задания:

Кто в этом может помочь?

Обсуждение полученного результата.

Мини-лекция: «Готовность ребенка к выходу из семьи».

В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.

Для того чтобы управлять процессом адаптации, необходимо: хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего – это функциональная незрелость организма, поэтому нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе, т. е. забота о здоровье. С состоянием здоровья тесно связано психическое развитие ребенка. Ведь если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи. Поэтому, готовя ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, родители должны особое внимание уделять его закаливанию. Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Так за первый год ребенок прибавляет в весе около 7 кг., а вырастает на 25 см. Учится держать голову, а к году уже ходит. Растет активный словарь от 10-12 слов в год до 1200-1500 слов к 3 годам.

Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.

Содержание общения ребенка со взрослыми в первые месяцы жизни имеет эмоциональный характер: улыбка, радостное оживление и т. д. Если взрослые не включают игрушку в процесс общения, ребенок задерживается на стадии эмоционального общения, а это задерживает развитие действий с предметами, овладение которыми необходимо для нормального развития основных психических процессов.

Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Поэтому резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слезы. В таком состоянии ребенок невосприимчив к обучению, у него снижается аппетит, он отказывается играть.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого жизнерадостного настроения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями. Успокоив ребенка, воспитатель получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими детьми.

Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы.

Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой взрослого благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражение, дурное расположение духа как бы передается и детям.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость.

Дети первых лет жизни быстро утомляются. Поэтому важным условием предупреждения переутомления организация режима дня. Иначе, переутомление может способствовать возникновению невроза, т. к. выносливость нервной системы детей очень мала.

Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми. В атмосфере раздражительности, когда ребенок видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным и неуравновешенным в поведении, не проявляет интереса к окружающему, начинает отставать в психическом развитии.

Итак:

- Отношение окружающих взрослых;

- Воспитательное воздействие;

- Активность самого ребенка;

- Обстановка, в которой находится ребенок.

Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.

Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить не меньше, чем тех детей, которые плачут и зовут родителей.

На поведение накладывают отпечаток и особенности нервной системы:

- Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью;

- Легко возбудимые, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Важно не допускать перевозбуждения нервной системы;

- В противоположность легковозбудимым есть и те, которые, отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства, и, кажется, внешне благополучно адаптируются. Однако свойственная им медлительность может усилиться. Важно помнить, что нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Нетерпеливый подход может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.

- Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств и не выражают.

Игнорирование взрослыми типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем дольше происходит адаптация ребенка в детском саду.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

1. этап – потребность в общении с близкими, как потребность в получении от них ласки, внимания; (от20 дней – до 2-3 месяцев).

2. этап – потребность в общении со взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем; (от 7 до 10-20 дней).

3. этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях; (от 2-3 до 7-10 дней).

Итак, в первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывать спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один – два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

(обсуждение вопросов)

1. Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания.

2. Обсуждение проблемы: чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой.

3. Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к ДОУ.

4. Советы родителям по подготовке ребенка к ДОУ.

5. Познакомить родителей с анамнестическими факторами риска, осложняющими адаптацию ребенка к ДОУ.

Подведем итоги:

В процессе адаптации ребенка к ДОУ рекомендуется:

- Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);

- По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокоительными сборами трав;

- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

- Рассказывать сказки, петь колыбельные песни перед сном;

- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

- Создать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

4. Заключительная часть.

Сегодня мы начали разговор об адаптации детей к условиям детского сада, почему важно уделять этому вопросу особое внимание, и как помочь ребенку, поступающему в детский сад. Я думаю, что каждый из Вас узнал что-то новое. А на прощание хочу предложить Вам еще несколько упражнений.

Упражнение: «Тонкая бумага»

Содержание: каждому участнику предложить по листку бумаги. Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Инструкция участникам:

- держать листок за два верхних угла прямо перед собой;

- сложите листок вдвое;

- разгладьте место сгиба;

- вырвите кусочек бумаги из места сгиба;

- снова сложите листок вдвое ит. д.

Когда у участников получатся маленькие, многократно сложенные листки, предложить открыть глаза и развернуть листки.

У всех ли одинаковые листки?

Чем отличаются листки?

В чем листки похожи?

Итог: Да, мы все разные. Так и наши дети, у них много общего, но они все разные. И у каждого ребенка период адаптации будет протекать по-разному.

В заключение я хотела бы прочитать притчу.

Притча «Пища для ума»

Сократ отправился на прогулку за пределы Афин. Приближался полдень. И Сократ решил перекусить. Как только он наклонился к своей сумке, с дороги сошел путник и направился к нему.

- Приветствую тебя, мой друг. Не мог бы ты сказать, правильной ли дорогой я иду в Афины?

Сократ ответил, что он идет верной дорогой.

- Держись протоптанного пути. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо.

- Скажи мне, - спросил путник, каковы люди Афин?

- Что ж, - ответил Сократ, - расскажи мне, откуда ты пришел, и какие люди там живут, а я расскажу тебе о людях Афин.

- Я из Аргоса. И я горд и счастлив, сообщить тебе, что люди Аргоса – самые дружелюбные и счастливые, и щедрые из всех, кого я когда-либо знал.

- Я счастлив, обрадовать тебя, мой друг, - сказал Сократ. – Люди Афин точно такие же.

Путешественник отправился своей дорогой, а Сократ остался около верстового столба. Этот разговор заставил его почувствовать радость и удовольствие от доброты и гуманности окружающего мира, поэтому его мысли тут же обернулись к фляге, которая висела у его левого бедра. Он стал размышлять, должен ли он пить вино, так как еще только утро. Но мысль о прохладном и освежающем напитке была очень соблазнительной. Он только представил, как берет флягу в руки и делает долгий и освежающий глоток амброзии, которая ласково согревает горло, как еще один путник сошел с дороги.

- Приветствую тебя, мой друг! Правильной ли дорогой я иду в Афины?

Сократ подтвердил, что дорога верна.

- Иди прямо. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо него.

- Скажи мне, - спросил путник, каковы люди, живущие в Афинах?

- Что ж, - улыбнулся Сократ, - расскажи мне, откуда ты пришел, и какие люди там живут, а я расскажу тебе о людях Афин.

- Я из Аргоса, - ответил путешественник, и мне очень неприятно говорить тебе об этом, но жители Аргоса самые нечестные, скупые и недружелюбные люди из всех, кого я когда –либо встречал.

- Мне жаль разочаровывать тебя, мой друг, - сказал Сократ. – Люди Афин точно такие же.

Почему на один и тот же вопрос был дан разный ответ?

В чем смысл притчи?

(Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в сознании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда»)

Рефлексия тренинга «До свидания».

Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать на прощание, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто будет первым, может сказать нам: «До свиданья!» и сообщить, что полезного он для себя взял из сегодняшнего занятия.

Публикации по теме:

Организационное родительское собрание в младшей группе «Ваш ребенок пришел в детский сад» Родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад» Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели, дети, Карлсон,.

Родительское собрание «Добро пожаловать в детский сад» Родительское собрание на тему: «Добро пожаловать в «Тополек» -Добрый день дорогие мамы и папы! Наша сегодняшняя встреча будет необычна.

Родительское собрание «Первый раз в детский сад»Родительское собрание «Первый раз в детский сад» План конспект первого родительского собрания 2017-18 учебного года Младшая группа №10Протокол родительского собрания №1 Присутствуют___человек.

Родительское собрание в младшей группе с элементами тренинга «В детский сад без слёз» Родительское собрание в младшей группе с элементами тренинга «В детский сад без слёз» Цели проведения собрания: - познакомить родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р. п. Башмаково Родительское.

Родительское собрание в первой младшей группе «В детский сад без слёз!» Програмное содержание: 1. Знакомство (Пономаренко Л. А.) 2. Презентация «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ». (Пономаренко.

Родительское собрание в первой младшей группе «В детский сад с радостью. Адаптация ребенка к детскому саду» Цель: Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой; Задачи: познакомить родителей с особенностями адаптации.

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Цель: познакомить родителей с психологическими аспектами, на которые необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе в семье.

Родительское собрание во второй младшей группе «Наш детский сад рад видеть вас» Предварительная работа: • Расставить стулья полукругом, подготовить места для родителей. • Сделать памятку для родителей «Первый раз в детский.

Родительское собрание «Детский сад — наша вторая семья» (вторая младшая группа)Родительское собрание «Детский сад — наша вторая семья» (вторая младшая группа) Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на начало учебного года 2016-2017. «Детский сад - наша вторая семья». Составители:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Ваш ребёнок поступает в детский сад»
Опубликовано: 3 марта 2018 в 17:57
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в младшей группе «Ваш ребёнок поступает в детский сад»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стародымова (УИ 1174482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД