Татьяна Сорочан
Родительское собрание в старшей группе «Роль телевидения в развитии агрессии у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.
Задачи:
• определение роли телевидения в формировании агрессии у детей дошкольного возраста.
• проведение сравнительной линии между советскими и современными мультфильмами,
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Роль телевидения в развитии агрессии у дошкольников“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
• составление списка популярных мультфильмов, фильмов и передач среди детей младшего школьного возраста.
• проследить за тем, как эти мультфильмы влияют на развитие агрессии, на поведение ребят.
Актуальность выбранной темы
«Телевизор» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и телевидение заняли прочное первое место во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение фактически отгораживает детей от внешнего мира. Понаблюдав за общением между детьми подготовительной группы нашего детского сада, за их поведением, играми, сделав определенные выводы – я решила подготовить и провести родительское собрание на тему «Роль телевидения в развитии агрессии детей старшего дошкольного возраста». Надеюсь, совместное мероприятие поможет родителям более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.
Форма проведения: родительское собрание.
Участники: педагог-психолог, воспитатель, родители, старшая медицинская сестра.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Разминка. Введение в проблему.
3. Факты и комментарии.
4. Обсуждение результатов микроисследования.
5. Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.
6. Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».
7. Самостоятельная работа родителей в группах.
8. Заключительная часть.
Подготовительный этап:
1. Оформление приглашения на родительское собрания, рисование с детьми на тему: «Я смотрю телевизор».
2. Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок у телевизора, какими телепередачами интересуется, понаблюдать за поведением ребенка после телепросмотра, обратить внимание, в какие игры он играет).
3. Рисование с детьми на тему «Я смотрю телевизор».
4. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач».
Организационный этап:
1. Подготвлено необходимое оборудование для просмотра презентации, телевизор, диски с мультфильмами, доска с маркерами, бумага для записей, ручки.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить роль телевидения в развитии агрессии у детей дошкольного возраста. Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество психологических статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. Результаты опроса показали, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином.
Как известно, дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Они живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, — всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития очень много зависит от окружения, что будет ребенку предъявляться как эталон сопереживания: добрый герой или злодей-пришелец? Эмоциональный мир детства необыкновенно чуток к информационному окружению, к тому, что видит ребенок на экранах телевизора.
Взрослые часто не придают большого значения картинкам или текстам современных детских мультфильмов. В результате ребенок остается с потоком информации ОДИН.
Есть ли причины для переживания по этому поводу? Давайте постараемся вместе разобраться в следующих вопросах:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
2. Разминка. Введение в проблему.
Педагог-психолог: Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.
Педагог-психолог: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей). Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на занятиях, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми и наконец, агрессивными. И все потому, что сцены насилия, которых изобилие в сегодняшних зарубежных мультфильмах, наносят непоправимый вред детской психике. Вот как кандидат педагогических наук, Книжникова С. В., проанализировала несколько медиа – «продуктов» в своей статье под названем «Девиантологический анализ продукции средств массовой информации».
(Просмотр презентации (Приложение 1)
Вывод: поскольку зарубежные мультфильмы имеют в своем содержании немало сцен насилия и ребенок регулярно видит, как персонажи выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, малыш вспоминает, какие агрессивные действия выбирали герои, чтобы справиться с той или иной ситуацией. И если семейные отношения или его общение со сверстниками будут играть роль негативного подкрепления, агрессивное поведение может стать привычкой. Результирующая агрессивность в межличностных отношениях, скорее всего, будет мешать ему достичь успехов на социальной сфере, порождая нарушения коммуникации, конфликтную самооценку, и как следствие проблемы в формировании личности ребенка. Поскольку его интеллектуальный потенциал ограничен в силу возрастных особенностей, простые решения, предполагающие агрессивные действия, которые он увидит по телевизору, легко станут частью его поведенческого репертуара.
3. Факты и комментарии.
Педагог-психолог: А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости (Приложение 2).
Я хочу познакомить вас с интересными фактами из области статистики:
- 2/3 наших детей в возрасте от 5до10 лет смотрят телевизор ежедневно.
-Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
-50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
-25% детей в возрасте от 5до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
-38% ребят в возрасте от 5 до10 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время,на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.
4. Обсуждение результатов микроисследования.
Педагог-психолог: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей вашей группы (Приложение 3).
А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (психолог приводит данные анализа анкетирования родителей) (Приложение 4).
5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.
Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.
Педагог-психолог: В нашей группе существуют разные взгляды и мнения. Выступление родителей (Приложение 5).
6. Выступление старшей медсестры на тему :
«Требования к просмотру детьми телепередач» (Приложение 6)
7. Самостоятельная работа родителей в группах.
Задание 1: определить время и количество телепередач для просмотра детьми.
Задание 2: определить наименования мультфильмов и передач не вредных для психического здоровья детей.
Задание 3: просмотреть фрагмент мультфильма и составить план беседы с ребенком об увиденном.
В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач» (приложение 7) и правила для родителей (приложение 8).
8. Заключительная часть.
1. Рефлексия «Пирамида знаний».
Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.
Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
2. Решение текущих вопросов. Индивидуальные консультации (приложение 9).
Список используемой литературы:
1) С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
2) Г. Пархомчук «Дети и телевизор : пути решения проблемы».