Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль стиля отношений родителей с ребёнком в воспитательном процессе»

Екатерина Люфт
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль стиля отношений родителей с ребёнком в воспитательном процессе»

Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.

Задачи:

• Обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье.

• Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Предварительная подготовка:

• Подготовить тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

• Подготовить памятки для родителей

• Литература для родителей

• Чистые листы для индивидуальной работы родителей

• Макет солнышка, тучки

Ход проведения собрания:

1. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о роли стиля взаимоотношений родителей с ребёнком в семье.

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья- это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Каждый из вас по-своему понимает и трактует данную тему; с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:

-психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка; порядок появления ребёнка в семье;

-роль матери и отца в воспитании;

-формирование «Я-концепции» личности в семье;

-стиль семейных отношений.

Семейные отношения - это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Взаимоотношения между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.

К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:

-доверие

-сопереживание

-принятие

-умение выслушать

-эмоциональные потребности

2. Далее родителям предлагается сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях:

- Уже поздно, ребёнку пора идти спать, но ему не хочется, а муж всё-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своём. Вы… (обсуждение)

- Муж наказал ребёнка, но Вам кажется, что проступок не так серьёзен, и Вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы… (обсуждение)

- Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребёнком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы… (обсуждение)

Родители обсуждают стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка.

3. Воспитатель:

Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения.

Прежде всего, важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.

Стили семейного воспитания

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

Авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный – низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

Индифферентный – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обременённости собственными проблемами не остаётся сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Предлагаем Вам тест, который подскажет Вам, какой стиль воспитания вы используете.

Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в.

“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

4. А сейчас давайте поговорим о взаимоотношениях с детьми. Проведем игру «Вопрос – ответ».

Вопрос родителям.

Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании? (Высказывания родителей).

Воспитатель:

В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В тоже время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются в обществе, они более уравновешенны и добры.

Все хорошее в детях и плохое – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, самое лучшее для начала – это создать приятную психологическую атмосферу дома.

В то же время, если ребенок не знает слово «нельзя», то чем старше он становится, тем труднее взрослым управлять его поведением. А сам он не умеет этого делать, его не научили. Слово «нет» должно поддерживаться всеми членами семьи.

Вопрос родителям

Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как?

(Высказывания родителей).

Воспитатель:

Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение.

Вопрос родителям

Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой вам кажется наиболее действенным? (Высказывания родителей).

Воспитатель:

Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Однако лучше не предоставлять ребенку полную свободу. Для него опасно как замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния – аутизм, так и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чем-то. В результате может вырасти легковесный человек.

Сейчас мы с вами проанализировали свои отношения с ребенком, разобрали, что полезно для него, какие методы лучше применять в воспитании.

5. И в заключении мне бы хотелось вместе с вами выполнить задание «Солнышко и тучка».

Перед собранием мы попросили вас написать, какие ошибки вам когда-либо приходилось совершать. Посмотрите, что получилось. (на доске выкладываю ошибки родителей в виде капелек под тучкой, зачитываю их.)

Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрали свои ошибки. К сожалению, все родители время от времени их совершают.

А теперь рассмотрим ваши достоинства в воспитании. Прошу на «лучиках» написать, чем вы согреваете своего ребенка. (выкладываю лучики вокруг солнца).

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и нам, родителям надо любить своих детей, без каких либо на то условий.

На этом наша встреча подходит к завершению, благодарим за сотрудничество!

(Показ слайдов с фотографиями детей группы под музыку песни «Маленькая страна»)

Авторы: Стадник Ирина Викторовна, Тимофеева Марина Геннадьевна учитель-логопед, Игнатова Любовь Владимировна-педагог психолог) в текст статьи.

Публикации по теме:

Общее родительское собрание «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности» Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшней встречи «Психологическое благополучие в семье». Так как в названии темы существует такой.

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль эмоции в жизни ребенка»Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль эмоции в жизни ребенка» «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного и физического воспитания.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль стиля отношений родителей с ребёнком в воспитательном процессе»
Опубликовано: 22 июня 2015 в 10:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...