МААМ-картинки

Родительское собрание «Внимания как фактор успешного обучения в школе»

Наталья Федосенко
Родительское собрание «Внимания как фактор успешного обучения в школе»

Цель: познакомить родителей с различными видами внимания; дать рекомендации по управлению вниманием.

1. Вступительное слово.

Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, ребенок должен воспринимать и обрабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.

Интересующая ребенка информация не всегда представлена в то виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Иногда ребенку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у него есть такие познавательные психологические процессы как внимание, воображение, память, мышление и речь.

Публикация «Родительское собрание „Внимания как фактор успешного обучения в школе“» размещена в разделах

Сегодня на собрании мы с вами поговорим о внимании.

Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, в – первых, разделять всю воспринимаемую и перерабатываемую ребенком информацию на части по степени их важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той информации, которая в данный момент наиболее существенна.

Что, значит, быть внимательным?

Воспринимать, видеть и понимать окружающий мир как можно точнее.

Не пропускать в воспринимаемом ничего сколько-нибудь существенного;

Замечать то, что в других условиях, почти наверняка оказалось бы вне сознания человека.

Виды внимания :

1. Непроизвольное. Внимание привлекают те или иные объекты в силу своих внешних способностей или тем, что они связаны с нашими потребностями и интересами.

2. Произвольное внимание. Этот вид внимания напрямую связан с целью, которую перед собой поставил ребенок.

3. Послепроизвольное внимание. То на что сначала мы обращали внимание по мере необходимости, а затем этот предмет заинтересовал вас и вы непроизвольно обращаете на него внимание.

2. Исследование свойств внимания.

Выяснить сформированность свойств внимания. Для чего были выявлены следующие свойства внимания. Результаты представлены вам на карточках.

1. избирательность внимания.

Инструкция: «вам предлагается бланк с напечатанными на нем буквами русского алфавита, среди которых размещены 24 слова. Найдите и выпишите эти слова в рабочий лист».

Бланк с буками и словами:

пкмтиорвсптуфискусствоокпнпитргщдкросводьбюегшзспортеспорцекнгфизикабюолгшннравственностьжфртмакнмузыкаюобцшсппэждегрепряжатисмпекенегшлтавыкунщгзрынокжнгшнштиьпормонкстудентйкекншзншротмирзждпоавнутьбюездизданиетиямтоитпрспектакльячссмиптрнкроглшдщжзрепортажтьбюедлионячсммтконкурсйцукегшлопртитеатрофекуроглишщзоплюднаукаюзюедлогрпрпнторвпивампеситямилтчностьшгнйекапрагазетатреюбьтояотчаяниеитронгрноритьбюдшгонрекомендацияшйшгнетролячсмиткеэлектролизгнйпрониртьблкншщщзхлгджэконкуреджопрн

Обработка результатов:

Успешность : А=В+Т

В= кол-во правильно выделенных слов / кол-во слов в бланке:10

Т - время, выраженное в баллах

Перевод времени в баллы:

время (сек.) Т (баллы)

122 2

122-209 1

210-385 0

386-473 -1

474-561 -2

562-649 -3

650-737 -4

738-825 -5

более 825 -6

Оценка успешности : А сравнивается с. А средним по группе тестируемых. Значения А лежат в пределах от 0 до 12. Чем больше А, тем выше уровень избирательности внимания.

Рекомендации экспериментатору:

• среднее время выполнения задания 5 минут.

• при обработке бланка учитывать только слова, а не производные от их частей или слова типа «ух», «оно», «он», и т. п.» составленные от случайно оказавшихся рядом букв.

2. переключение внимания. Инструкция: «Вам предлагается овладеть двумя способами суммирования чисел, после чего будет изложено содержание теста.

1 способ: сумму двух любых чисел ставят в верхнюю строчку, в нижнюю переносят верхнее предыдущее число, если сумма больше 10, то десяток отбрасывают и записывают только число единиц. Например:

5 4 9 3 2 5

9 5 4 9 3 2

2 способ: сумму чисел ставят в нижнюю строчку, в верхнюю переносят нижнее слагаемое:

5 9 4 3 7 0 7 7 4

9 4 3 7 0 7 7 4 1.

По сигналу экспериментатора Вы поочередно в течение 1 мин. Суммируете числа первым и вторым способом. По истечении 1 мин. Вам будет даваться сигнал, после чего нужно поставить вертикальную черту и начинать работать другим способом».

Обработка результатов:

Успешность : А= кол-во выполненных сложений: время выполнения задания

Оценка успешности : А=20 считается средним показателем. При А меньше 8 переключаемость внимания низка и требует развития. Значения А лежат в пределах от 0до 30 (из анализа результатов). Чем выше А, тем лучше переключение внимания.

Рекомендации экспериментатору:

a. время выполнения задания 6-10 минут, не более.

b. перед проведением теста убедиться, что тестируемый освоил оба метода сложения чисел.

3. объем внимания.

Инструкция: "Вам предложены 4 таблицы с цифрами, расположенными в беспорядке. Вы должны, начиная с 1-щй таблицы считать эти цифры в порядке числового ряда. (1,2,3,4,. 25, одновременно их находить и показывать".

Обработка результатов тестирования:

Успешность : А = Т, Т - время работы с 4-мя таблицами, переведенное в баллы. Перевод Т из сек. в баллы:

время (сек) Т (баллы) время (сек) Т (баллы)

115 19 195-215 10

115-125 18 215-235 9

125-135 16 235-265 8

135-145 15 265-295 7

145-155 14 295-335 6

155-165 13 335-375 5

165-175 12 375-405 4

175-195 11 405-455 3

Оценка успешности : А конкретного тестируемого сопоставляется с. А средними по группе тестируемых. Значение А лежат в пределах от 3 до 19. Чем больше. А, тем больше объем памяти.

Бланк с цифрами:

14 18 7 24 21 22 25 7 21 11

22 1 10 9 6 6 2 10 3 23

16 5 8 20 11 17 12 16 5 18

23 2 25 3 15 1 15 20 9 24

19 1 17 12 4 19 3 4 14 8

---

21 12 7 1 20 9 5 11 23 20

6 15 17 3 18 14 25 17 1 6

19 4 8 25 13 3 21 7 19 13

24 2 22 10 5 18 12 24 16 4

9 14 11 23 16 8 15 2 10 22

4. устойчивость внимания.

Инструкция: "На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы тщательно просматриваете каждую строчку последовательно, отыскиваете буквы "р" и "к", и зачеркиваете их. Задание нужно выполнять быстро и точно, старайтесь не пропускать буквы "р" и "к". Вам дается 10 минут".

Бланк "корректурная проба" прилагается. На страницах 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Пропуск этих букв считается ошибкой, по ним мы судим об индивидуальных особенностях колебания внимания, об умении испытуемого выполнить задание, о точности его работы. Вторым показателям является количество букв, просмотренных испытуемым за время эксперимента. Этот показатель условно назван "производительностью". Желательно фиксировать количество ошибок и производительность за все время опыта и за каждую минуту хода эксперимента.

Рекомендации экспериментатору:

- среднее время выполнения задания 10 минут,

- ведется подсчет букв, которые успел просмотреть тестируемый (В)

и количество вычеркнутых букв "к" и "р" (а).

Рабочим листом является лист корректурной пробы, на котором

фиксируются данные (тест 5, Ф. И., группа N, дата проведения).

Обработка результатов тестирования:

Успешность : А = В + С; К = (а/б)*100%

а - количество вычеркнутых тестируемым букв "к" и "р"

б - общее количество букв "к" и "р" в данной "корректурной пробе" (2000)

В - количество букв, которые успел просмотреть тестируемый, выраженное в баллах

С - К, переведенное из % в баллы

Перевод В: кол-во букв В (баллы) кол-во букв В (баллы)

до 100 1 2826-2990 17

1010-1340 3 2991-3155 18

1341-1505 7 3156-3320 19

1506-1670 9 3321-3485 20

1671-1835 10 3496-3650 21

1836-2000 11 3651-3815 22

2001-2165 12 3816-3980 23

2166-2330 13 3981-4145 24

2331-2495 14 4146-4310 25

2496-2660 15 4311 26

2661-2825 16

Перевод К в С: К (%) С (баллы) К (%) С (баллы)

70 1 85 12

71 2 86-87 13

72 3 88 14

73 4 89-90 15

74-75 5 91 16

76-77 6 92 17

78-79 7 93-94 18

80 8 95 20

81 9 96 22

82-83 10 97-98 24

84 11 99 26

Оценка успешности : Значения. А лежат в пределах от 2 до 37. Чем больше. А, тем выше устойчивость внимания.

5. концентрация внимания.

Инструкция: «Вам предлагается таблица трехзначных цифр, среди которых нужно найти и подчеркнуть 10 цифр, указанных в верхней части таблицы».

Бланк с таблицей цифр:

627 782 345 852 645 786 489 372 293 459

273

529

432

679

978

489

456

324

842

354

923 576 873 345 648 563 754 382 364 786

763 427 963 329 896 243 739 293 683 724

772 849 759 438 583 234 825 546 597 534

932 645 9442 524 393 624 678 945 782 283

259 469 836 594 638 425 927 459 698 574

895 357 795 376 654 389 724 589 835 492

659 297 537 279 954 362 852 475 938 745

673 248 349 8867 953 472 863 285 798 372

Обработка результатов:

Успешность : А=Т-С

А - время выполнения задания, переведенное в баллы.

С - кол-во допущенных ошибок, переведенное в баллы.

Перевод Т и С

время (сек.)

Т

время (сек.)

Т кол-во

ошибок

С

110 26 321-350 18 1 2

110-140 25 351-380 17 2 4

141-170 24 381-410 16 3 6

171-220 23 411-440 15 4 8

201-230 22 441-470 14

231-260 21 471-500 13

261-290 20 501-530 12

291-320 19 531-560 11

561-580 10

Оценка успешности : А сравнивается с А средним по группе тестируемых. Значения А лежат в пределах от 0до 26. Чем больше А, тем выше уровень концентрации внимания.

Рекомендации экспериментатору:

среднее время выполнения задания 5 минут.

3. Приемы развития вниманием.

1. Кто быстрее? Ребенку предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста, какую либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше ошибок, тем лучше.

2. Наблюдательность. Детям предлагается на память подробно описать школьный двор, дорогу из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Можно предложить описать все письменно.

3. Корректура. Предложить ребенку на листе бумаги предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ребенку предлагается прочесть этот текст только один раз, сразу же исправляя ошибки.

4. Пальцы. Ребенок удобно располагается в кресле или на стуле. Следует переплести пальцы положенных на коленях рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большими пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлен, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5 -15 минут.

5. Самый внимательный. Запомнить расположение предметов на столе, затем воспроизвести его.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Тема родительского собрания Форма проведения «Знаете ли вы своего ребенка?». План проведения: 1. Вступительное слово. 2. Анализ рисунков.

«Диагностика готовности к школьному обучению». Родительское собрание в общеразвивающей группе «Солнышко» К 6–7-ми годам ребенок должен: Уметь ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. Владеть мыслительными операциями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Внимания как фактор успешного обучения в школе»
Опубликовано: 18 мая 2014 в 13:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД