Папки-передвижки

Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры

Татьяна Ланге
Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры

Автор Ланге Татьяна Владимировна

Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня актуальны как никогда.

Но недостаточно понимать важность этой истины, надо твердо усвоить: человек культурный формируется в раннем детстве, до 5 лет, а дальше или совершенствование, шлифование, углубление приобретенного, или путь, который, скорее всего никогда не пересечется с миром культуры.

Публикация «Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры» размещена в разделах

Кажется, что дошкольному детству в настоящее время уделяется большое внимание: создаются программы, проводятся научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, детям читают книги, их водят в музеи и пр.

Однако процесс формирования культурного человека не может быть только публичным, массовым. Наоборот, чем более он интимный, личностный, тем более он значим для ребенка, тем больший след оставляет в его душе.

В каждом ребенке живет извечная потребность в общении. Ему важно знать: где, у кого он найдет ответы на все свои «почему» и «что такое хорошо и что такое плохо». Постоянный поиск ответов на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское - вот что делает ребенка человеком культурным.

Особую роль в этом процессе всегда играла литература. Русская детская литература изначально формировалась как литература, не только понимающая детскую душу, но и созидающая ее. В ней в доступной для ребенка форме решались сложнейшие вопросы его, детской жизни : что хорошо и что дурно, как жить среди людей, что такое ценности настоящие и мнимые, все ли в жизни можно получить с помощью волшебства.

На протяжении двух веков развития русской детской литературы ее лучшие произведения были неотъемлемой частью детского сознания. Образы, строчки, сентенции запоминались сразу и надолго. Дети не знали, кому они принадлежат, но чувствовали потребность в них как некоем жизненно ориентире. Для ребенка важно принять создателя художественного произведения как близкого человека, собеседника, учителя.

Словарь дает следующее определение понятию «Детская книга» - «тип книжного издания, одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний. Как явление духовной и материальной культуры отражает исторические, национальные, социальные особенности воспитания подрастающих поколений в конкретную эпоху.

Детская книга предлагает не только чтение, но и многие другие аспекты общения с нею : рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, различные импровизации на темы заключенного в ней произведения и т. д.» [1].

В дошкольной педагогике чтение художественной литературы занимает важное место. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Прививая любовь к книге, мы не только развиваем восприятие художественного слова, а позволяем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности, не приходит к ребенку само собой - его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. Важно помнить, чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать по прочитанному.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет для решения задач по ознакомлению воспитанников с художественной литературой отдельную образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», которая является обязательной частью основной образовательной программы любого дошкольного образовательного учреждения. Для эффективной реализации развивающего потенциала данной области необходимо использовать совокупность художественных текстов, подобранных с учетом их структуры и содержательно-смысловой наполненности, по степени сложности соответствующих уровню детского восприятия и продвигающих детей на шаг вперед в умственной и эмоциональной работе.

В этом случае книга станет источником знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материалом для бесед, пересказов, игр-драматизаций, источником обогащения всех сторон речи ребенка, а также проявится побудительная сила детской книги. Когда ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны, а сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно привить интерес и любовь к книге и к чтению, а также оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей.

Эта любовь остается с нами на всю жизнь. В каждом возрасте найдется книга, которая будет и советчиком, и собеседником, и психологом. Для каждого человека, несмотря на его индивидуальность и неповторимость, найдется на станицах книг много интересного и захватывающего.

Литературно-художественные издания для детей – одно из важнейших и мощных средств развития личности. Как форма познания действительности они расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащают и духовно развивают личность ребенка.

Нужно признать в настоящее время у литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры, Интернет. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Но, они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги.

Еще в 1960 г. английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, причем зачастую далеко не лучшие их образцы.

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать ее роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребенка. А ведь прививая любовь к книге - мы позволяем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Становится ясно, что в приобщении ребенка к искусству слова, к литературе, к книге должна быть некая система. Если ребенок воспитывается в семье, то это ежедневное рассказывание, а затем разговор о прочитанном. Если ребенок посещает ДОУ, то есть множество возможностей не прервать, не нарушить то, что было сделано и делается семьею по развитию интереса ребенка к искусству слова, по воспитанию грамотного чтения.

Литература

1. Дошкольное образование. Словарь терминов / [Сост. Виноградова Н. А. и др. ] – М. : Айрис – пресс, 2005. – 400 с. – 400 с.

2. Зябкина, В. В. Методика организации детского чтения // Управление ДОУ. - № 8. - 2007. – С. 105-109.

3. Курбатова, С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе // Дошкольная педагогика. - № 3. - 2012. - С. 39-41.

4. Крячкова, В. А. Роль библиотеки в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. - № 8. – 2009. – С. 116-118.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка» Консультация для родителей"Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка" Сегодня перед различными образовательными.

Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста положительных черт характера посредствам художественной литературы» Воспитание у детей дошкольного возраста положительных черт характера посредствам художественной литературы. Воспитатель Грачева Ольга Федоровна,.

Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста» Тема актуальная и важная. Одной из форм работы над выразительностью речи детей является использование детской художественной литературы,.

Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста. Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей. Воздействие художественной.

Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством приобщения к чтению художественной литературы Тема: "В каждой книжке свой секрет, И не нужных книжек нет!" Срок реализации: один месяц, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники,.

Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников» Цели и задачи: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы; развивать способность.

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Роль книги и литературы в формировании нравственности и воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста Всем хорошо известно, что без чтения нет настоящего образования и воспитания. Однако, чтобы чтение вело к приобретению этих качеств, оно.

Роль художественной литературы в развитии детей Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 04:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД