Приложение МААМ

Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста

Чернышева Наталья Александровна
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода — школьного детства.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Как же узнать что лучше, эффективнее? Какие именно технологии нужно применить, чтобы дети усваивали материал быстро, и чтобы им это было интересно?

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой. По их мнению, основная особенность дидактических игр определена названием - обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Для правильной организации процесса познания проводится работа по выявлению уровня математического развития детей на начало учебного года. Опираясь на данные диагностики, планируется дальнейшая работа по развитию у детей :

интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования.

На основе этих данных разрабатывается перспективное планирование математического кружка, с целью развития более углубленного освоения детьми математических представлений.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических способностей эффективно использовать дидактические игры Е. И. Удальцовой. Дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много». Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать.

Пример конспекта занятия по ФЭМП на тему: «Путешествие в лес»

(вторая младшая группа)

Программное содержание: закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник); закреплять умение детей сравнивать предметы по длине и высоте; развивать внимание, мышление (находить сходства и различия, продолжать осваивать умение, составлять из частей целое. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность; воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, развивать доброжелательные отношения.

Методические приё мы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение. Наглядные - демонстрация игр, пособий.

Игровые - проведение игр "Найди, такой же?", "Собери бусы", "Собери картинку".

Ход занятия:

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Степашка)

- Он приглашает нас с вами погулять в лес. Сейчас мы сядем в поезд и поедем.

Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду».

- А в путь мы отправиться не сможем! Как вы думаете, почему? (У поезда нет колёс.)

- А из чего же нам можно сделать колёса для нашего поезда? Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры. Какие это фигуры? Кто сможет назвать?

Ответы детей.

- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру нужно выбрать для того, чтобы сделать колёса для поезда? Почему? (Из кругов, потому что у них нет углов и их можно катать).

- Молодцы! Ну что же, давайте, отремонтируем наш поезд и отправимся в путь. (Дети ставят по одному колесу к поезду на фланелеграфе и сами строятся «паровозиком»).

Воспитатель встаёт впереди – он – паровоз, а дети – вагончики.

- Едем в лес, паровоз гудит «Ту - ту»

- Вот мы и приехали в лес. А что растёт в лесу? Покажите руками, не говорите отгадку – мы попробуем сами отгадать. (Деревья, грибы, ягоды, цветы).

- Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)

- Они одинаковые, как вы думаете? (Нет) Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая.)

- А как можно узнать, какая – выше, а какая – ниже? Давайте вспомним, как это можно узнать? (Надо поставить их рядом.)

- Какая ёлочка выше, а какая ниже? (Ёлочка справа ниже, а слева выше.) Покажите это руками: и правой, и левой.

Дети выполняют задание.

- Посмотрите, а что еще растёт в лесу? (Грибы.) Они одинаковые? (Нет, один большой, другой маленький.)

- Давайте мы под высокую ёлочку поставим большой грибок, а под низкую маленький. Едем дальше.

- Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит. Хотите узнать, что в нем находится? Дети: Да. - Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы? Дети: Треугольник, квадрат, круг. Проводится игра "Найди, такой же?" Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путем приложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. В сундучке кукла. - Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Таня. Она большая или маленькая? Дети: Маленькая. - Посмотрите она веселая или грустная? Дети: Грустная. - Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге веревочка разорвалась и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать. Проводится игра "Собери бусы". Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету). Ребенок собирает, так как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету. - Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему? Дети: Веселая. Потому что собрали бусы. - Давайте попрощаемся с Таней. Мы помогли ей собрать бусы. Бусинки были разные по цвету. Дети: До свидания, Таня.

- Посмотрите, дети, кто это идёт к нам? (Мишка.)

Дети: Почему ты плачешь?

Мишка: Потому что я заблудился и очень хочу есть. - Ребята, поможем мишке? Дети: Да.

Проводится игра "Разрезные картинки". Дети составляют картинки из четырех частей.

- Посмотри, Мишка, какую мы тебе бочку меда собрали. Воспитатель угощает мишку медом (муляж). Мишка: Спасибо вам ребята. - Степашка говорит, что мишка хочет с нами поиграть. Физкультминутка

Наш мишутка потянулся Дети поднимают руки вверх

Раз нагнулся, два нагнулся Наклоны

Лапы в стороны развёл Руки в стороны

Видно мёда не нашёл Качают головой

Мишка в улей влез и вот Изображают, как мишка лезет по дереву

Каплет с лапы сладкий мёд. Машут кистями рук, как бы, стряхивая мёд. - Давайте, ребятки, попрощаемся с мишкой. Мы помогли ему, составили картинки из частей. - До свидания, Мишка

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать нашим друзьям? Что вам больше всего понравилось? В какие игры вы играли? Ну что же, а теперь нам пора домой. Наше путешествие закончилось.

---

Анализ занятия: Тип занятия – развивающее;

Вид: математическое развитие;

Тема (математическое содержание) : форма, величина.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник,

Развивающие задачи : развивать мышление, внимание.

Программное содержание соответствует задачам во II младшей группе по формированию представлений о форме и величине: уметь различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); Всё занятие проходит в одном игровом сюжете (Путешествие в лес)

Использование методов:

Наглядный – показ картинок-заданий

Словесный – объяснение воспитателем заданий; вопросы к детям;

Практический – выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов. Организация самостоятельной работы детей. На занятии все дети были активно задействованы. Содержательный дидактический наглядный материал, на этом занятии видна большая активность детей, все были заинтересованы.

Цели каждого задания: Дидактическая игра «Подбери колёса к поезду» - умение различать и называть геометрические фигуры. Подобрать ту фигуру, у которой нет углов. Дидактическая игра "Собери бусы"- умение устанавливать закономерности в построении бус. Дидактическая игра "Собери картинку"- умение составлять целое из частей. Занятие выдержано во времени. Форма учебной деятельности: фронтальная. Целесообразно распределена деятельность детей игровая (скрытая учебная, поисковая, двигательная. Все виды деятельности связаны между собой и плавно переходят из одной в другую.

Положительные моменты: соответствие программных задач и содержания занятия, которые соответствуют возрасту детей, правильная организация детей на занятии, сочетание разных видов деятельности, создание проблемных (игровых) ситуаций.

Цикл подобных занятий приводит к эффективному развитию интеллектуальных способностей к развитию образного и логического мышления, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; к установлению математических связей, закономерностей.

Проведение повторной диагностики обязательно покажет увеличение уровня математического развития, благодаря использованию дидактических игр.

Публикации по теме:

Математические тропинки без заминки. (выступление из опыта работы)Математические тропинки без заминки. (выступление из опыта работы) Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование тонких мыслительных умений и способностей, которые.

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность Театрализованная деятельность - путь к познанию мира, к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 августа 2013 в 19:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чернышева Наталья Александровна (УИ 15465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД