Приложение МААМ

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Брагазина Мария
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание (развитие) дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Публикация «Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Формирование сенсорной культуры – это одно из важнейших оставляющих развития и воспитания детей раннего возраста.

Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.

Основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Первый год жизни.

Происходит обогащение ребенка впечатлениями.

Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

Второй-третий год жизни.

Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.

Дети должны накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Более успешному развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста способствуют дидактические игры.

Дидактические игры

Дида ктика (др. -греч. «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения.

Задача дидактических игр – сформировать сенсорные эталоны (общепринятых образцах каждого вида свойств и отношений предметов, сформировать у детей представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.

Дидактическая игра является:

-игровым методом обучения детей дошкольного возраста;

-формой обучения;

-самостоятельной игровой деятельностью;

-средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

-учебное (познавательное);

-игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры: он учит и играет, а дети, играя, учатся.

В дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности.

Существует множество дидактических игр, и разделить их можно по зонам воздействия:

-для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);

-для развития слуха («угадай по голосу»);

-для развития вкуса («угадай по вкусу»);

-для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т. д.).

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

-игры с предметами (игрушками, природным материалом);

-настольно-печатные;

-словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др.

Дидактические игры – один из наиболее эффективных методов организации сенсорного воспитания, для проведения которых необходимо формировать особую среду, позволяющую детям организовывать деятельность как с воспитателем, так и без него, самостоятельно.

Развивающая предметно-пространственная среда

Важнейшее психолого-педагогическое условие – наличие развивающей предметно-пространственной среды ДОО со специальными сенсорными уголками и элементами системы М. Монтессори, используемой в процессе проведения дидактических игр.

Именно она является важным фактором сенсорного развития детей раннего возраста.

В группе детей раннего возраста создание развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсорного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры и соответствовать возрасту ребенка, то есть материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка. В целях создания развивающей предметно-пространственной среды в группе организуется сенсорный уголок, который предназначен, главным образом, для:

1) стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

2) снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;

3) создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

4) активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

5) повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

Примеры развивающих игрушек

Сортеры

Цель сортера – научить ребенка логически мыслить.

Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание.

Каждый сортер имеет свои особенности, поэтому подобрать его можно для любого возраста и степени развития.

Бизиборды

Бизиборд (от англ. busy board — занимательная доска) — это развивающий стенд, игрушка, как правило, в виде доски, на которой надежно закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия (развития органов чувств).

Главная задача бизиборда – предоставление ребенку интересных и безопасных объектов для самостоятельного исследования.

Бизиборд способствует развитию:

-мелкой и крупной моторики (это умение только начинает развиваться в возрасте 1 года);

-логики и причинно-следственных связей;

-памяти (особенно зрительной, звуковой и тактильной – чем больше стимулов, тем лучше развитие);

-усидчивости и концентрации внимания;

-настойчивости в достижении цели.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Опубликовано: 17 марта 2023 в 15:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Брагазина Мария (УИ 2452687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД