Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребёнка

Светлана Джога
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребёнка

Саратов. 2016г

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №156»

Воспитатель: Джога Светлана Ивановна.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребёнка.

1. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка.

2. Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнка.

3. Сенсорное развитие и дидактические игры

4. Виды дидактических игр.

5. Система дидактических игр

6. Стадии дидактической игры.

7. Выводы.

1. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

2. Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнка.

Отметим, что большинство сенсорных навыков формируется у ребёнка в раннем возрасте. Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. Чтобы ребёнок быстрее научился различать те или иные признаки предмета (явления, родители должны рассказывать о них в процессе игры. Наилучшим вариантом для сенсорного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук малыша. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.

3. Сенсорное развитие и дидактические игры

На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие - двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.

Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.

Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.

Развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка.

По мнению психологов необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.

Таким образом, специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников

4. Система дидактических игр и упражнений.

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др.

1. Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д.).

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

4. Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.

5. Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».

6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).

3.2 Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников строиться:

- В зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, уровня его сенсорного развития и т. д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

- Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

- Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

- Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях.

- Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

- Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

- Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

5. Виды дидактических игр.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

6. Стадии дидактической игры

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Также выделяют структурные компоненты дидактической игры: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Эти 2 неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи педагог может сам варьировать условия игры.

В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В этом возрасте необходимо использовать дидактические игры для развития сенсорного восприятия дошкольников.

сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод сенсорного развития детей. Она зачастую требует специального материала, определенных условий, и обязательно требует знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать сенсорному развитию лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе.

ВЫВОДЫ

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Игра помогает лучше усвоить задачи, поставленные перед педагогом и детьми. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.

Литература

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Восптание сенсорной культуры ребёнка. – М. ,1988.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Воспитатель Рогова Екатерина Борисовна “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Информационная ширма для родителей Подготовила воспитатель Караханова Е. И. Москва 2014 «Значение дидактических игр в воспитании.

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО Не уменьшается использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью в наши дни. Система.

Конспект родительского собрания в форме круглого стола в ДОУ «Какой хороший папа! или Роль отца в воспитании ребёнка в семье»Конспект родительского собрания в форме круглого стола в ДОУ «Какой хороший папа! или Роль отца в воспитании ребёнка в семье» Воспитатель высшей квалификационной категории Кисляницина Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Богомолова.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 "Мотылек" Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Консультация для родителей «Роль и значение режима дня в воспитании ребёнка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 93 комбинированного вида Красногвардейского района города Санкт - Петербурга.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Роль музыкально-дидактических игр в воспитании дошкольников Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников.

Роль педагога в проведении дидактических игр ТЕМА: Роль педагога в проведении дидактических игр (младший дошкольный возраст). Одним из средств сенсорного воспитания является игра,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребёнка
Опубликовано: 8 июня 2016 в 09:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Поделки для мам и бабушек»
Цель: развитие художественно -эстетического вкуса, умение воплощать задуманное, развитие мелкой моторики рук. Задачи: - учить создавать поделки своими...
Стихи для детей «Насыщенная жизнь»
В век высоких технологий, когда детей просто невозможно оттянуть от компьютера, телевизора и всяких других гаджетов, захотелось рассказать, о другой,...
Дидактическая игра «Сосчитай бусинки и подбери цифру»
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших...
Фотоотчет о выставке поделок к 23 февраля
Говорухина Татьяна Цель: дать представление детям младшей группы о государственных праздниках, воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение и гордость...
Фотоотчет «Живая классика в детском саду»
Поэзии чудесная страница Для нас сегодня открывает дверь. И чудо пусть любое сотворится! Ты, главное, в него всем сердцем верь! Е. Некрасова Уже...