ирина якутенко
Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – дефектолог Трясова Т. В.
Воспитатель Якутенко И А.
Уже в раннем детстве дети овладевают величайшим достижением человечества - речью. На первом году ребенок обучается диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом. На втором году ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь, он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Ценность раннего обучающего воздействия была уже давно подмечена. Особенно эффективно обучение проходит через игровые действия.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Игровые действия дают возможность использовать в речи имеющийся запас слов, развивать понимание речи, активизировать диалогическую и монологическую речь и развивать правильное звукопроизношение. Дидактические игры могут быть с игрушками и предметами и настольно – печатные. С их помощью дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
Кроме того, дидактические игры позволяют ребёнку взаимодействовать со взрослым. Если эти отношения не носят формального характера, ребёнок осознаёт свою значимость, при этом часто процесс познания у детей идёт быстрее, продуктивнее. Дидактические игры, которые проводятся в небольшом коллективе детей, позволяют взрослому выявить тех детей, которым необходимо дополнительное внимание, а также тех, кто опережает своих сверстников. Воспитателю, а так же родителям следует помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Своевременное, правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. Смысл изучения детей взрослыми состоит в том, чтобы понять причины их поведения и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить эффективность данных приемов и методов, вовремя заметить отклонения в процессе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников. В итоге это сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход развития и переход на новую возрастную ступень.
С этой целью можно предложить ряд заданий для анализа активной речи и активного словаря, а также понимаемой речи и пассивного словаря детей первого и второго года жизни.
Первый год жизни.
активная речь и активный словарь:
• подолгу гулит;
• произносит одни и те же слоги;
• громко лепечет в моменты большой заинтересованности.
• вступает в «перекличку» с взрослым;
понимаемая речь и пассивный словарь:
• понимает интонации речи взрослого;
• на вопрос «где?» показывает пальчиком на игрушки, стоящие всегда в определенном месте;
• понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т. д. ;
• по просьбе делает «ладушки»;
• знает своё имя.
Второй год жизни.
активная речь и активный словарь:
• пользуется лепетными словами (ма-ма, ба-ба, ля-ля);
• использует слова обозначения: ав – собачка, мяу – кошка, би-би – машина, ля-ля – кукла;
• пользуется облегчёнными словами: «на», «дай», «бах»;
• пользуется двухсловными предложениями.
понимаемая речь и пассивный словарь:
• по просьбе находит знакомый предмет;
• показывает у куклы какую-либо часть лица или тела;
• показывает части тела на себе;
• по словесной инструкции выполняет действие (кормит куклу);
• рассматривает картинки, узнаёт знакомые предметы.
Для исследования использовались хорошо знакомые детям предметы: погремушки, кубики, кукла, матрешка, предметные картинки.
Проанализировав эти показатели можно выявить отставания в речи и вовремя их устранить, используя дидактические игры. Мы предлагаем вам варианты игр по развитию речи детей первого и второго года жизни.
Игры для развития речи детей до 2 лет:
1. Цель: побуждать ребёнка к лепету.
В игре используются различные четверостишья с повторяющимися слогами. Взрослый читает четверостишье, побуждая ребёнка повторять слоги.
Ко-ко-ко курочка прыг на крыльцо
Она снесла тебе яйцо ко-ко-ко
Гоп-гоп-гоп конь живой
С хвостом и гривой
Он качает головой
Гоп-гоп-гоп
Тук-тук-тук строим, строим новый дом
Тук-тук-тук молотком, молотком
Би-би-би гудит машина
Не поеду без бензина
Би-би-би
2. Цель: учить интонационному гулению.
Слоги могут быть различными (звуки: б, п, м, к, г)
Меняется интонация.
Например:
Па-па-па (радостная интонация)
Па-па-па (вопросительная интонация)
Па-па-па (ласковая интонация)
3. Цель: развитие диалогической речи.
В мешочек вместе с ребёнком складываем различные игрушки.
-Этот мешочек волшебный. Сейчас будем играть!
-Одной рукой будем доставать игрушку, и узнавать на ощупь.
- Кто будет играть?
-Что будешь делать?
-Какую игрушку хочешь достать?
-Какая игрушку в руке?
Если ребёнок говорит только звукоподражаниями, то подбираем игрушки, которые можно назвать звукоподражаниями (например – кукла-ляля, машина – би-би, мяч – бом, бом, но наравне с облегченным названием называем и правильное слово.
4. Цель: развитие рефлексивных восклицаний.
Подбираются картинки: сова, девочка смеётся, девочка плачет. Взрослый называет картинки. Даёт образец звукоподражаний:
-Это сова. Она кричит «ух-ух»
-Это девочка. Она увидела сову и испугалась: «ох-ох-ох»
-Это другая девочка. Она не боится сову. Смеётся «ха-ха-ха»
-Покажи сову (девочку, которая плачет, смеётся)
-Как кричит сова?
-как девочка плачет (смеётся?
-Когда мы говорим: «ох», «ух», «ах», «ха»
5. Цель: формирование речи с опорой на внешние вспомогательные средства.
Игра «Запомни слова»
Взрослый называет 2-3 слова и просит повторить в той же последовательности с отхлопываем:
«мама, тата, баба»
Варианты:
-при назывании слов. Ребёнку даются картинки
-слова предъявляются без зрительного подкрепления.
На основе этих игр можно давать различные варианты заданий, отработки слов, звукоподражаний. Необходимо только применить свою фантазию.