Получи документы

Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)

ирина якутенко
Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель – дефектолог Трясова Т. В.

Воспитатель Якутенко И А.

Уже в раннем детстве дети овладевают величайшим достижением человечества - речью. На первом году ребенок обучается диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом. На втором году ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь, он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Ценность раннего обучающего воздействия была уже давно подмечена. Особенно эффективно обучение проходит через игровые действия.

Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)» размещена в разделах

Игровые действия дают возможность использовать в речи имеющийся запас слов, развивать понимание речи, активизировать диалогическую и монологическую речь и развивать правильное звукопроизношение. Дидактические игры могут быть с игрушками и предметами и настольно – печатные. С их помощью дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

Кроме того, дидактические игры позволяют ребёнку взаимодействовать со взрослым. Если эти отношения не носят формального характера, ребёнок осознаёт свою значимость, при этом часто процесс познания у детей идёт быстрее, продуктивнее. Дидактические игры, которые проводятся в небольшом коллективе детей, позволяют взрослому выявить тех детей, которым необходимо дополнительное внимание, а также тех, кто опережает своих сверстников. Воспитателю, а так же родителям следует помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Своевременное, правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. Смысл изучения детей взрослыми состоит в том, чтобы понять причины их поведения и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить эффективность данных приемов и методов, вовремя заметить отклонения в процессе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников. В итоге это сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход развития и переход на новую возрастную ступень.

С этой целью можно предложить ряд заданий для анализа активной речи и активного словаря, а также понимаемой речи и пассивного словаря детей первого и второго года жизни.

Первый год жизни.

активная речь и активный словарь:

• подолгу гулит;

• произносит одни и те же слоги;

• громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

• вступает в «перекличку» с взрослым;

понимаемая речь и пассивный словарь:

• понимает интонации речи взрослого;

• на вопрос «где?» показывает пальчиком на игрушки, стоящие всегда в определенном месте;

• понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т. д. ;

• по просьбе делает «ладушки»;

• знает своё имя.

Второй год жизни.

активная речь и активный словарь:

• пользуется лепетными словами (ма-ма, ба-ба, ля-ля);

• использует слова обозначения: ав – собачка, мяу – кошка, би-би – машина, ля-ля – кукла;

• пользуется облегчёнными словами: «на», «дай», «бах»;

• пользуется двухсловными предложениями.

понимаемая речь и пассивный словарь:

• по просьбе находит знакомый предмет;

• показывает у куклы какую-либо часть лица или тела;

• показывает части тела на себе;

• по словесной инструкции выполняет действие (кормит куклу);

• рассматривает картинки, узнаёт знакомые предметы.

Для исследования использовались хорошо знакомые детям предметы: погремушки, кубики, кукла, матрешка, предметные картинки.

Проанализировав эти показатели можно выявить отставания в речи и вовремя их устранить, используя дидактические игры. Мы предлагаем вам варианты игр по развитию речи детей первого и второго года жизни.

Игры для развития речи детей до 2 лет:

1. Цель: побуждать ребёнка к лепету.

В игре используются различные четверостишья с повторяющимися слогами. Взрослый читает четверостишье, побуждая ребёнка повторять слоги.

Ко-ко-ко курочка прыг на крыльцо

Она снесла тебе яйцо ко-ко-ко

Гоп-гоп-гоп конь живой

С хвостом и гривой

Он качает головой

Гоп-гоп-гоп

Тук-тук-тук строим, строим новый дом

Тук-тук-тук молотком, молотком

Би-би-би гудит машина

Не поеду без бензина

Би-би-би

2. Цель: учить интонационному гулению.

Слоги могут быть различными (звуки: б, п, м, к, г)

Меняется интонация.

Например:

Па-па-па (радостная интонация)

Па-па-па (вопросительная интонация)

Па-па-па (ласковая интонация)

3. Цель: развитие диалогической речи.

В мешочек вместе с ребёнком складываем различные игрушки.

-Этот мешочек волшебный. Сейчас будем играть!

-Одной рукой будем доставать игрушку, и узнавать на ощупь.

- Кто будет играть?

-Что будешь делать?

-Какую игрушку хочешь достать?

-Какая игрушку в руке?

Если ребёнок говорит только звукоподражаниями, то подбираем игрушки, которые можно назвать звукоподражаниями (например – кукла-ляля, машина – би-би, мяч – бом, бом, но наравне с облегченным названием называем и правильное слово.

4. Цель: развитие рефлексивных восклицаний.

Подбираются картинки: сова, девочка смеётся, девочка плачет. Взрослый называет картинки. Даёт образец звукоподражаний:

-Это сова. Она кричит «ух-ух»

-Это девочка. Она увидела сову и испугалась: «ох-ох-ох»

-Это другая девочка. Она не боится сову. Смеётся «ха-ха-ха»

-Покажи сову (девочку, которая плачет, смеётся)

-Как кричит сова?

-как девочка плачет (смеётся?

-Когда мы говорим: «ох», «ух», «ах», «ха»

5. Цель: формирование речи с опорой на внешние вспомогательные средства.

Игра «Запомни слова»

Взрослый называет 2-3 слова и просит повторить в той же последовательности с отхлопываем:

«мама, тата, баба»

Варианты:

-при назывании слов. Ребёнку даются картинки

-слова предъявляются без зрительного подкрепления.

На основе этих игр можно давать различные варианты заданий, отработки слов, звукоподражаний. Необходимо только применить свою фантазию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Как сказал один мудрец: "Ребенок - это.

Консультация для родителей «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего дошкольного возраста» Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Подвижные игры в ДОУ «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.

Консультация для воспитателей «Роль лепки в развитии детей раннего возраста» Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов. Лепка включается в педагогический.

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Содержание 1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта…. 3 2. Концепция проекта. …. 4.

Проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами» Содержание проекта: Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,.

Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей консультация для родителей игра-обязательный спутник детства,своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение,образное.

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.

Проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами» Содержание проекта: Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)
Опубликовано: 6 июня 2016 в 11:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей)» (включая файлы) размещена пользователем ирина якутенко (УИ 577240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД